Ремонт блока питания усилителя звука. Самостоятельно настраиваем и чиним автомобильный усилитель. Исходя из характеристики неисправности, было очевидно, что неисправен усилитель мощности звука

Ответ мастера:

Опытные в ремонте радиоэлектроники мастера проверку устройств, в частности усилителей звука, выполняют в определённой последовательности. Как следует поступить и вам. Так что для начала вам нужно выявить нерабочий каскад в устройстве и отыскать именно в каскаде неисправные элементы. После этого проанализируйте причину поломки элемента, а уже потом подберите и замените элемент. Ремонт завершите проверкой и регулировкой каскадов в устройстве.

Итак, если ваш усилитель звуковой частоты отказывается работать, то вам нужно для начала определить, прикоснувшись кончиком пальца к выходным транзисторам или микросхемам их температуру. Холодные элементы при нормальном питающем напряжении и входном сигнале свидетельствуют об отсутствии тока, который должен их разогреть в обычных условиях. Излишне горячие радиодетали тоже являются причиной неисправности. Также прикосновением проверяется стабилизатор. Замене подлежат нагревающиеся конденсаторы-электролиты со значительной ёмкостью фильтров или с видимыми признаками пробоя.

Во время визуального осмотра усилителя, слегка постучите по плате рукоятью отвертки. Пропадающий контакт определится потрескиванием и шорохами в звучании музыки. Чтобы выявить неисправность, измерьте режим работы микросхем и транзисторов по переменному и постоянному току.

Прежде, чем искать дефект в источнике питания, нужно осмотреть и проверить кабель сетевого питания и предохранители. В случае полной целостности предохранителей и наличию напряжения сети подаваемого на первичную обмотку встроенного трансформатора, на его выходе напряжение отсутствует, то, скорее всего, в трансформаторе встроен предохранитель, который крепится сверху первичной обмотки. Трансформатор непременно подлежит замене, если нет предохранителя, а обрыв находится в первичной обмотке.

Согласно установленных производителем усилителя параметров вторичного напряжения, подберите и установите трансформатор. В отсутствии оного можно поставить 2 трансформатора. Напряжение, подающееся в цепь вторичной обмотки, можно узнать по паспортным данным микросхемы вывода. Не менее полезными для вас окажутся указания вольтажа на конденсаторе фильтра питания: вольтаж указывается с 30-ти процентным запасом.

Частой причиной поломки усилителя звука является банальное замыкание выхода устройства на корпус или общий провод. Последние модификации усилителей звука работают на микросхемах, и поэтому ремонт заключается в обычной замене неисправной микросхемы. Но если подобную микросхему по каким-то причинам найти не удалось, то произвести ремонт УНЧ можно, если вместо испорченной микросхемы установить обычный УНЧ TDA 1552 - TDA 1558. Данным микросхемам не требуется навесные элементы, а потому заменить любой из неисправных усилителей мощности на микросхему будет довольно просто.

Усилитель низких частот (УНЧ) — это устройство, о предназначении которого знает каждый меломан. Этот компонент аудиосистемы позволяет улучшить качество звучания акустики в целом. Но как и любые другие электронные устройства, АУ может выйти из строя. Подробнее о том, как производится ремонт своими руками усилителей автомобильных аудиосистем, узнайте из этой статьи.

[ Скрыть ]

Типичные неисправности

Перед тем, как ремонтировать, устанавливать и настраивать УНЧ в свой автомобиль, необходимо разобраться в поломке. Рассмотреть все неисправности, которые можно встретить на практике, просто невозможно, поскольку их очень много. Основной задачей ремонта устройства для усиления звука считается восстановление сломавшегося компонента, поломка которого привела к неработоспособности всей платы.

В любой электротехнике, в том числе усилителях, может быть два типа неисправностей:

  • контакт присутствует там, где он не должен находиться;
  • в том месте, где должен быть контакт, он отсутствует.

Проверка на работоспособность

Ремонт автомобильных усилителей в первую очередь начинается с диагностики УНЧ:

  1. Сначала необходимо вскрыть корпус и внимательно осмотреть схему, при необходимости используйте лупу. В ходе диагностики можно заметить разрушенные компоненты схемы: резисторы, конденсаторы, оборванные проводники либо выгоревшие дорожки платы. Но если вы нашли выгоревший компонент, нужно учесть, что его выход из строя может быть следствием перегорания другого элемента, который с виду может показаться целым.
  2. Далее, произведите диагностику блока питания, в частности, проверьте напряжение на выходе. При выявлении выгоревших резисторов эти элементы надо будет менять.
  3. Подайте питание на УНЧ и выход Remout, затем надо замкнуть систему на плюс и посмотреть на диодный индикатор PROTECTION. Если лампочка загорелась, это свидетельствует о том, что устройство ушло в защиту. Причина может заключаться в плохом питании или его отсутствии на плате, поломке транзистора либо проблемах в работе преобразователя напряжения. В некоторых случаях причина кроется в поломке транзисторного усилка мощности для одного из нескольких каналов.
  4. Если после того, как было подано питание, предохранительный элемент не сгорел, нужно проверить уровень напряжения на выходе. Оно должно составлять примерно 2х20 в и больше.
  5. Внимательно осмотрите трансформаторное устройство преобразователя напряжения, возможно, на нем имеются выгоревшие витки или обрывы цепи. Понюхайте этот элемент, может быть, он пахнет горелым. В некоторых моделях УНЧ между выходом ПН и усилком устанавливается диодная сборка — если она выходит из строя, узел также может включать защиту.

Устранение поломок

Ремонт автомобильного усилителя своими руками осуществляется в соответствии с тем, какая неполадка была выявлена при его работе:

  1. Если в автоусилителе сломался транзистор, то перед его непосредственной заменой рекомендуется продиагностировать предохранительный элемент по питанию.Также нужно убедиться в работоспособности диодов на шинах. Если с этими частями все в порядке, установленные транзисторы надо поменять.
  2. Чтобы осуществить более специализированный ремонт, вам потребуется осциллограф. Установив щупы устройства на выводах 9 и 10 платы генератора, необходимо убедиться в наличии сигналов. Если сигналы отсутствуют, то меняется драйвер, если они есть, то производится замена полевых транзисторных элементов.
  3. Значительно реже в процессе ремонта меняются конденсаторы — как показывает практика, такое случается нечасто (автор видео — канал HamRadio Tag).

Основные аспекты настройки усилителя

Теперь перейдем к вопросу — как настроить автомобильный усилитель? Есть несколько вариантов настройки — для использования с сабом и без него.

Как правильно настроить УНЧ без сабвуфера — сначала необходимо выставить такие параметры:

  • bass boost — 0 децибел;
  • уровень — 0 (8V);
  • кроссовер необходимо установить в положение FLAT.

После этого, регулируя настройки аудиосистемы эквалайзером, производится настройка системы под свои предпочтения. Громкость необходимо выставить на максимум и включить какой-нибудь трек. Как настроить для использования с сабвуфером — процедура также не особо сложная.

Для правильной настройки желательно использовать следующие параметры:

  • Bass Boost также следует выставить на уровень 0 децибел;
  • уровень устанавливается на отметку 0;
  • передний кроссовер устанавливается в положение НР, а регуляторный элемент FI PASS необходимо выставить в диапазон от 50 до 80 Герц;
  • что касается заднего кроссовера, то он устанавливается в положение LP, а регулятор Low необходимо установить в диапазоне от 60 до 100 Герц.

Эти параметры соблюдать очень важно, поскольку именно они определяют качество регулировки и, соответственно, звучания аудиосистемы. В целом процедура настройки производится аналогично, для этого используется регулятор уровня для обеспечения более гармоничного звучания. Чувствительность задних и передних динамиков следует подстроить друг под друга.

Если вы в этом ничего не понимаете, лучше туда не лезть, потому что ремонт обойдется дороже после того, что вы еще спалите или поломаете.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Усилитель звуковой частоты представляет собой устройство, где сигнал проходит через последовательно соединённые каскады. Поиск неисправностей осуществляется по достаточно простому алгоритму, поэтому вопрос, как отремонтировать усилитель звука своими руками не является слишком сложным. Единственное условие – это наличие измерительной техники. Обычный тестер позволяет обнаружить некоторые дефекты, а наличие такой измерительной аппаратуры, как осциллограф и генератор звуковой частоты, позволят отремонтировать устройство эффективно и быстро.

Как починить усилитель звука

Поиск и устранение неисправностей в системах усиления низкой частоты должны выполняться в определённой последовательности. Это позволит избежать ошибок и лишней траты времени. Ремонт усилителя звука начинается с внешнего осмотра. При этом можно легко заметить оторванные провода, нарушенные проводники или механические повреждения отдельных элементов. Поскольку все детали звуковой системы, попадающие под воздействием слишком больших токов, изменяются, осмотр позволит выявить дефекты, связанные с электрическими повреждениями в различных цепях. На постоянных резисторах полностью обгорает краска, и часто нарушаются печатные дорожки на плате. Дефектные электролитические конденсаторы легко обнаружить по вздутию в верхней части цилиндрического корпуса. Обычно такие повреждения радиодеталей являются не причиной, а следствием другой неисправности, поэтому после устранения видимых дефектов устройство включать не рекомендуется, а следует последовательно проверять все каскады. Первое, что можно сделать – это прозвонить акустическую систему и проверить на обрыв цепи между выходом усилителя и динамиками.

Блок питания

Проверку устройства звуковой частоты нужно начинать с блока питания. В большинстве узлов применяются простые схемы трансформаторных источников питания и только в некоторых конструкциях используются импульсные преобразователи напряжения. Если дефект системы звуковой частоты неизвестен, то перед проверкой, блок питания следует отключить от основной схемы. Это можно сделать, разрезав печатные дорожки. Проверка блока питания начинается с измерения выходного постоянного напряжения. Если оно сильно завышено, нужно проверить регулирующий транзистор и стабилитроны.

Если напряжение отсутствует, проверяется диодный «мостик» и наличие переменного напряжения н вторичной обмотке силового трансформатора. Тестером следует проверить электролитические конденсаторы фильтра. Двухполярный источник питания проверяется аналогичным образом, так как электрические схемы на «+» и на «-» обычно совпадают. При наличии неисправных деталей их следует заменить и проверить наличие выходного постоянного напряжения.

Усилительный тракт

Следующим этапом будет проверка выходного каскада. Часто встречающейся неисправностью является пробой оконечных мощных транзисторов. Если устройство отказало во время работы, нужно потрогать пальцем корпуса или радиаторы выходных полупроводниковых приборов. Сильный разогрев радиатора говорит о том, что транзистор пробит. С помощью тестера можно легко проверить переходы «база-эмиттер» и «база-коллектор». Если возникают какие-либо сомнения транзисторы лучше выпаять из платы. Для того чтобы качественно отремонтировать усилитель звука одного тестера недостаточно. Для работы понадобится генератор низкой частоты и осциллограф.

Если блок питания и выходные транзисторы исправны, нужно искать дефекты в предоконечном и предварительном каскадах. Для этого сигнал с генератора частотой 800 Гц-1кГц и амплитудой 100 мв нужно последовательно подавать на каскады блока звуковой частоты и контролировать прохождение сигнала через акустическую систему. При ремонте конструкций большой выходной мощности вместо динамиков нужно использовать эквивалент нагрузки, а сигнал контролировать осциллографом.

Конструкции, собранные на специализированных интегральных микросхемах, не имеют дискретных элементов. На плате могут находиться конденсаторы фильтра питания и входная ёмкость. В этом случае какая-либо диагностика не имеет смысла. Если питающее напряжение устройства в норме и во входных и выходных цепях нет обрывов, то микросхему придётся менять. В автомобильных системах частыми неисправностями являются дефекты печатного монтажа. Такие нарушения встречаются у китайских производителей. Некачественная пайка от тряски и вибрации нарушается, и автомобильный низкочастотный блок выходит из строя.



Нужна консультация специалиста?

Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 48 часов!

Не для кого не секрет, для получения качественного звука и мощного баса в автомобиле обязательно нужен усилитель мощности. Сегодня к счастью на рынке можно найти автомобильные усилители на любой вкус, все зависит от ваших конкретных нужд. Для питания штатной автомобильной акустики хватит усилителя на 200-400 ватт, но среди нас есть истинные ценители звукового давления, аудиофилы и меломаны, которым не удивишь парой сотен ватт звуковой мощности.

Именно для таких людей и придумали усилители класса Д — цифровые усилители звуковой частоты, которые обладают высоким КПД, компактными размерами и многими другими достоинствами.

К сожалению, автомобильный усилитель иногда ломается, в некоторых случаях ремонт дороже, чем начальная стоимость самого усилителя, поэтому очень желательно рассмотреть или попытаться отремонтировать самому, ведь иногда причиной поломки может быть сгоревший предохранитель. Имея под рукой простой и дешевый мультиметр с режимом прозвонки диодов можно найти большую часть дефектов, которые очень часто наблюдаются во многих автомобильных усилителях.

Любой автомобильный усилитель состоит из трех основных частей — преобразователь напряжения, блок с усилителями мощности и блок фильтров (кроссовер).

Преобразователь напряжения или инвертор — самая уязвимая часть в любом усилителе — 90% проблем связаны именно с этим узлом. Преобразователь, по сути запитывает весь усилитель в том числе и блок фильтров.

Исключительно все преобразователи напряжения делаются по стандартной двухтактной схеме с применением ШИМ контроллера, чаще всего на ТЛ494. Дальше все стандартно — драйвер, силовые транзисторы, трансформатор, выпрямитель и блок фильтров. В некоторых усилителях (дешевых) реализованы схемы инверторов нестабилизированного типа — одним словом нет контроля выходного напряжения, разумеется это довольно плохо, но совсем не обязательный процесс, если усилитель не чувствителен к питающему напряжению и является дешевой моделью.

Транзисторы преобразователя — именно они выходят из строя наиболее часто. В дешевых китайских усилителях транзисторы странно промаркированы, если даже не удается найти аналогичные транзисторы, то стоит лишь знать одно — ключи всегда можно заменить на IRFZ40/IRFZ44/IRFZ46/IRFZ48 или на более мощные IRF3205, выбор ключей на самом деле довольно большой, я лишь перечислил наиболее доступные варианты. В общем исключительно во всех инверторах автомобильных унч применяются N- канальные полевые транзисторы большой мощности — вплоть до зверских IRF1404.

Изначально проверяем плату на глаз — иногда могут наблюдаться видимые дефекты (сгоревший резистор, обрыв дорожек с обратной стороны платы и т.п.)

Перед заменой транзисторов нужно изначально проверить предохранитель по питанию, диод на шинах плюс и минус (при переплюсовке питания он тоже сгорает), и только после того, как вы убедились что с этими частями все ок, заменяем ключи.

Для более профессионального ремонта без осциллографа не обойтись. Изначально нужно проверить наличие прямоугольных импульсов на 9 и 10 — ом выводе микросхемы генератора, если они есть, то микросхема рабочая. Дальше проверяем наличие тех же импульсов после драйвера — на затворах полевых ключей. Если импульсов нет, то скорее всего проблема в драйвере, если они есть, то не задумываясь заменяем полевые транзисторы.

Крайне редко бывает проблема именно с усилителем мощности, преобразователь сгорает первых сохраняя усилители. В преобразователе возможны и другие поломки, правда оень редко. Бывает проблема со входными и выходными конденсаторами или же диодным выпрямителем, который выпрямляет переменное напряжение высокой частоты с трансформатора.

РЕМОНТ УСИЛИТЕЛЕЙ

Поиск неисправности обычно ведётся в следующей последовательности: Определение неисправного каскада в аппарате. Отыскивание неисправностей детали в каскаде . Анализ причин выхода из строя детали. Подбор и замена детали. Послеремонтная проверка и регулировка каскадов в аппарате.

При неработающем усилителе звуковой частоты можно прикоснуться пальцем к выходным микросхемам или транзисторам. Если они холодные при нормальном напряжении питания и входном сигнале, то не проходит ток, который в нормальном режиме должен их разогревать. Если транзисторы очень горячие, это тоже говорит о неисправности. Аналогично проверяют и стабилизатор. Теплые электролитические конденсаторы большой емкости фильтров или с признаками пробоя, тоже подлежат замене.
При внешнем осмотре можно слегка постукивать по плате ручкой отвертки. Если пропадает контакт, то будет появляется треск и шорохи при прикосновении к аппарату. Для отыскания неисправности произведите измерение режимов работы транзисторов или микросхем по постоянному и переменному току.

Дефект сетевого источника питания определяем начиная с проверки исправности сетевого шнура и предохранителей. Если предохранители целы и сетевое напряжение приходит на первичную обмотку трансформатора, но на выходе его напряжения нет, возможно предохранитель встроен в трансформатор. Этот предохранитель присутствует в большинстве трансформаторов и закреплен поверх первичной обмотки. Если этого предохранителя нет, а обрыв в первичной обмотке, трансформатор придется менять. Следует выяснить какими должны быть вторичные напряжения и подобрать готовый трансформатор или даже поставить два, если трансформатор со всеми нужными напряжениями найти не удалось. Узнать значение напряжений в цепях вторичной обмотки можно, если определить паспортное напряжение питания по одной из микросхем выхода. Так-же помогут надписи вольтажа на конденсаторах фильтра питания. Как правило их ставят с 30% запасом.


Выход из строя усилителя мощности звука, часто возникает в связи с замыканием выхода усилителя на общий провод или корпус. В большинстве аппаратуры усилители мощности выполнены на микросхемах, и ремонт заключается в простой замене микросхемы. Но бывают случаи, когда найти аналогичную микросхему сложно, а подобрать аналог нет возможности. Если схему УНЧ найти не удалось, отремонтировать аппарат можно, использовав вместо сгоревшей микросхемы, стандартный УНЧ на TDA 1552 - TDA 1558. Эти микросхемы не требуют для работы почти никаких навесных элементов и замена любого интегрального усилителя мощности на одну из этих микросхем будет очень проста.