Полис осаго после 28 апреля. Возместят железно. Как выбор автомастерской происходит на практике

Ответственность страховщика

Если ремонт выполнен некачественно, а решения этой проблемы не последовало, то потерпевший вправе написать жалобу на страховую компанию в Российский союз автостраховщиков (РСА) либо в Банк России. Если Банк России за год выявит два или более нарушений порядка организации и оплаты восстановительного ремонта, он вправе ограничить право такого страховщика на натуральное возмещение. В этом случае страховая будет, как и раньше, платить исключительно денежную компенсацию.

Гарантия на ремонт

Гарантия на все ремонтные работы составляет 6 месяцев, а на работы по восстановлению лакокрасочного покрытия — один год. Все претензии по качеству ремонта необходимо высказывать страховой компании перед подписанием окончательных документов. В случае некачественного ремонта страховщик обязан организовать работу по устранению недостатков.

Многие СТО уже отказались давать гарантию на ремонт для машин старше 5-7 лет. В качестве доводов автосервисы приводят пример с покраской царапины на ржавом крыле старой машины. Если все сервисы, отобранные страховой компанией, откажутся ремонтировать такой автомобиль, его владелец либо получит денежную компенсацию, либо согласится на ремонт без гарантии.

Если на ремонт не хватает страховки

Если ремонт стоит больше, чем покрывает страховая сумма (по состоянию на апрель 2017 года это 400 тысяч рублей), то владелец разбитого автомобиля может доплатить из своего кармана. Если страховая согласна, то заключается письменное соглашение. Если не согласна или если у владельца нет желания вкладываться в ремонт — выплачивается денежная компенсация.

Срок ремонта

На отправку транспортного средства в автосервис по новому закону дается 20 рабочих дней, а если потерпевший предложил свой автосервис и страховая согласилась, то ждать придется до 30 рабочих дней. Ремонт должен быть выполнен в течение 30 рабочих дней, срок исчисляется со дня приемки автомобиля сервисом либо с момента передачи автомобиля страховщику для доставки на СТО. За каждый день сверх нормы страховщик будет выплачивать потерпевшему денежный штраф в размере 0,5% от суммы восстановительных работ. Например, если ремонт машины стоит 100 тысяч рублей, а срок его выполнения увеличился на 10 дней, то владелец получит пять тысяч. Однако общая сумма штрафа не может быть выше стоимости ремонта.

Что с заводской гарантией?

Ремонт автомобилей, находящихся на официальной гарантии, должен осуществляться только официальными дилерами либо сервисами, имеющими договор с автопроизводителем. Увы, все машины по новому закону считаются гарантийными только в течение двух лет со дня их производства, а не со дня их продажи. Если ваша гарантийная машина окажется старше двух лет, ее отправят на любой автосервис из списка страховой. Случись какая поломка после такого ремонта, официальный дилер может начать увиливать от исполнения гарантийных обязательств. Решать вопросы придется через суд.

К слову, двухлетнюю гарантию в России предлагают немецкие автопроизводители, правда, с недавних пор компания Audi увеличила срок гарантии на свои автомобили до трех лет. Во многих случаях дилеры продают "прошлогодние" автомобили с большими скидками, что, согласно новому закону об ОСАГО, также сильно сократит их гарантийность.

Какие запчасти будут использоваться?

В законе четко прописано, что во время ремонта должны использоваться только новые запчасти. Однако производителя этих запчастей выбирает автосервис, а их оплату производит страховщик. Первому нужно уложиться в бюджет ремонта, а второму - максимально сэкономить, поэтому рассчитывать на "оригинал" не стоит.

Где находится автосервис?

СТО должна располагаться на расстоянии не более 50 км от места ДТП или от места жительства потерпевшего. Расстояние высчитывается по дорогам общего пользования (как кратчайший путь в навигаторе), а отправную точку выбирает сам пострадавший в ДТП. То есть житель Москвы или Санкт-Петербурга, попавший в аварию в Москве или Питере соответственно, может легко быть направлен на ремонт на другой конец города или вообще за город.

Если автосервис находится дальше полусотни километров, то доставку транспортного средства в таком случае оплачивает страховщик. Если потерпевший отказывается от транспортировки автомобиля на расстояние свыше 50 км, то ему выплачивается денежная компенсация.

Как выбрать автосервис?

Полный список автосервисов, соответствующих требованиям страховой компании, должен быть размещен на сайте страховщика. У станций техобслуживания (СТО) могут быть ограничения. Например, некоторые СТО будут ремонтировать только определенные марки машин определенных годов выпуска. У всех должны быть указаны примерные сроки ремонта. С 28 апреля 2017 года при покупке полиса ОСАГО у автовладельцев появилось право выбирать автосервис из такого списка, после чего выбранная СТО будет использоваться страховой "по умолчанию" для направления на ремонт. Автовладелец может и сам предложить любой другой автосервис для ремонта своей машины, но страховщик должен на это согласиться.

Для кого ремонт не является обязательным?

Страховщик может предложить ремонт по ОСАГО вместо денежной компенсации любому пострадавшему, но есть те, кто может выбирать деньги вместо "натуры". К таким относятся юридические лица, иностранцы, а также физические лица, владеющие грузовым транспортом. Согласно новой редакции пункта 15 и новому пункту 15.1 статьи 12 закона об ОСАГО, на ремонт безальтернативно будут направляться только легковые автомобили, находящиеся в собственности граждан и зарегистрированные на территории России.

Деньги также выплачиваются инвалидам I и II групп, в случаях полной гибели транспортного средства, смерти потерпевшего или причинении ему тяжкого или среднего вреда здоровью, если стоимость ремонта оказывается выше, чем страховое покрытие (400 тысяч рублей), а также в случае наличия письменного соглашения между пострадавшим и страховщиком.

Кто поедет на ремонт после ДТП?

Если владелец автомобиля купил полис ОСАГО после 28 апреля и обращается за возмещением вреда в свою страховую компанию (соблюдены условия прямого возмещения убытков — ПВУ), то его направят на ремонт. Денежную компенсацию в таких случаях теперь не выплачивают. Если договор ОСАГО заключен до 28 апреля, то можно настаивать на выплате, а можно поехать в автосервис. Тут все зависит от решения пострадавшего.

Если условия ПВУ не соблюдены (например, столкнулось более двух автомобилей), то пострадавший обращается в страховую компанию виновника ДТП, и тут полис последнего становится приоритетным. Если виновник заключил договор ОСАГО до 28 апреля, то потерпевшему выплачивается компенсация, а если после вступления в силу нового закона — тогда обязательным становится ремонт.

С 28 апреля 2017 года начал действовать новый закон об ОСАГО. Теперь при наступлении страхового случая потерпевший вместо страховой выплаты получит ремонт своего автомобиля.

Основа вопроса

С 28 апреля 2017 года начал действовать новый принятый Госдумой закон об ОСАГО. Нововведений для автовладельцев немало. Они, в основном, связаны с тем, что теперь при наступлении страхового случая потерпевший вместо страховой выплаты получит страховое возмещение. Иначе говоря, вместо денежной компенсации страховая компания оплатит ремонт автомобиля на станции технического обслуживания, оговоренной в договоре.

Прежде чем заключить договор, страховщик, как правило, предоставляет владельцу машины на выбор несколько автосервисов, в которых предлагает осуществить ремонт в случае ДТП. Для автомобилей не старше двух лет в законе есть поправка, позволяющая указать в договоре в качестве СТО дилерский автоцентр. Однако и здесь существуют свои нюансы и особенности, в которых предстоит разобраться.

Кто может избежать обязательного приоритета ремонта над страховой выплатой?

Практически всех автовладельцев коснутся изменения в части замены страховой выплаты восстановительным ремонтом. Но есть категории лиц, которые смогут сомастоятельно выбирать, каким видом возмещения ущерба они предпочитают воспользоваться:

  • юридические лица;
  • владельцы грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других транспортных средств, не подпадающих под класс "легковые автомобили";
  • владельцы автомобилей, не зарегистрированных в Российской Федерации.

Когда можно получить денежную компенсацию?

Также есть ряд ситуаций, в которых владелец машины в обязательном порядке получит денежную компенсацию:

  1. В результате аварии автомобиль полностью уничтожен и не подлежит восстановлению.
  2. Итоговая стоимость ремонта превосходит максимальный размер возмещения по страховке (составляет более 400 тысяч рублей для базового полиса ОСАГО), а владелец автомобиля не желает доплачивать недостающую сумму.
  3. В результате аварии владелец машины погиб.
  4. ДТП произошло по обоюдной вине всех его участников, и потерпевшая сторона не имеет возможности оплатить недостающую сумму.
  5. Ни одна из автомастерских, сотрудничающих со страховой компанией, не может выполнить обязательные, прописанные в законе требования по ремонту машины (сохранение гарантии производителя или компании-дистрибьютера, выполнение ремонтных работ в срок не более 30 рабочих дней, проведение ремонта в доступном для потерпевшего месте (не более 50 километров от места ДТП или от места жительства владельца авто) и т.д.
  6. Если договор ОСАГО был заключен до 28 апреля 2017 года. При этом не имеет значения, с какого числа он вступает в силу, важна именно дата приобретения страховки.
  7. Также в некоторых ситуациях, например, если автовладелец сможет доказать, что находится в трудном финансовом положении, а страховщик пойдет ему навстречу.

Выбор между ремонтом и денежной выплатой

Также есть перечень обстоятельств, при которых потерпевший имеет право самостоятельно выбирать между денежной выплатой и страховым возмещением в виде ремонта:

  • в договоре ОСАГО владельцем машины был указан конкретный автосервис, который на момент наступления страхового случая не имеет возможности произвести восстановительный ремонт;
  • в результате аварии здоровью потерпевшего был принесен тяжкий или средней тяжести ущерб;
  • владелец автомобиля является инвалидом любой группы.

Предварительный выбор СТО при покупке ОСАГО

Заключая страховой договор, владелец машины имеет право выбрать автосервис, в котором будет осуществляться ремонт в случае наступления страхового случая. Правда, выбирать придется из предложенного страховой компанией списка.

Есть вариант предложить другой автосервис. В этом случае могут возникнуть трудности, так как страховые компании стараются лоббировать свое право на приоритетность в решении данного вопроса. К счастью, владельцы новых автомобилей, возраст которых составляет менее двух лет, могут прописать в договоре ОСАГО в качестве поставщика услуг по ремонту официального дилера. Важно учитывать, что стоимость работ в таких автоцентрах всегда превышает рыночную, поэтому страховка не всегда сможет покрыть сумму ремонта.

Положительные моменты нового закона

К сожалению, на данный момент качество работ большинства автосервисов оставляет желать лучшего, поэтому с принятием данного закона случаи недовольства со стороны автовладельцев наверняка участятся. Хочется надеяться, что в конечном итоге это окажет положительную динамику на повышения уровня обслуживания и ремонта.

Нельзя не отметить, что в новом законе прописано положение, благодаря которому износ автотранспорта не будет учитываться при принудительном ремонте ТС. Таким образом, износ будет принят во внимание только в случае замены страхового возмещения денежной компенсацией.

Также принятые нововведения позволят наконец-то отсечь всевозможных перекупщиков долгов по ОСАГО и недобросовестных автоюристов, ранее процветавших на этом рынке.

Компания-страховщик обязана предоставить водителю список всех СТО, которые присутствуют в ее реестре, включая специализацию каждой конкретной станции. Где именно проводить ремонтно-восстановительные работы, будет решать собственник авто.

Все СТО, с которыми сотрудничает страховая компания должны соответствовать основным требованиям законодательства к организации и реализации восстановительного ремонта. На официальном сайте страховщика должна присутствовать полная информация о каждом СТО в свободном доступе.

Водитель также получил право согласовать ремонт авто в СТО, которого нет в списке страховщика. В соответствии с новыми правилами, от места проживания владельца авто или от места, где произошло ДТП (на выбор водителя), расстояние до СТО должно составлять не более 50 км. Транспортировать поврежденный автомобиль на станцию к месту ремонта обязана страховая компания.

Автомобили, на которые распространяется действие гарантии (купленные менее двух лет назад), могут восстанавливаться только в СТО, принадлежащих дилерским центрам.

Если станция технического обслуживания в соответствии с условиями ОСАГО не соответствует основным требованиям к организации ремонтных работ, есть возможность получить денежное возмещение по страховке. Ответственность за решение вопросов с СТО лежит на страховщиках.

Также следует принимать во внимание, что:

  1. Срок восстановительных работ не может составлять более 30 рабочих дней. Если страховщик задерживает ремонт на больший срок, за каждый просроченный день он обязан выплатить владельцу полиса штраф, размер которого составляет 0,5% от определенной стоимости ремонтных работ. Согласовать изменение сроков ремонта страховая компания может только с клиентом.
  2. Восстановительный ремонт не предполагает использование в работах б/у узлов и деталей. Если автомобилю по регламенту нужно заменить поврежденные в ДТП запчасти и детали, в СТО должны использовать исключительно новые комплектующие.
  3. На проведенные ремонтные работы клиент (владелец полиса) должен получить гарантию, срок которой составляет не менее полугода с даты подписания акта сдачи приема работ.

Страховые компании, не придерживающиеся основных требований к организации восстановительных работ, могут быть наказаны Банком России (вплоть до утраты права на приоритет натурального возмещения).

С 28 апреля 2017 года вступают в силу новые поправки к закону об ОСАГО, но это не значит, что 29 апреля у нас у всех, имеющих отношение к «автогражданке», начнется новая жизнь. Приоритет натурального возмещения распространяется только на вновь заключаемые договоры ОСАГО, по всем остальным - действуют прежние правила: автовладелец самостоятельно может выбрать способ возмещения ущерба, и без проблем получить денежную компенсацию. Таким образом, в ближайшие 6-8 месяцев закон об ОСАГО будет работать в прежнем режиме.

С одной стороны, поэтапная реализация закона хороша тем, что можно будет постепенно отработать и проработать различные законодательные лакуны, которые предполагают вариативность при их реализации (расстояние до СТО, ограничения по возрасту автомобиля, которое собираются установить некоторые сервисы, сроки и гарантия на ремонт). Также необходимо заключить дополнительные соглашения на ремонтные работы по договорам ОСАГО, а для этого - оценить качество и скорость ремонта на станциях техобслуживания. Однако, чтобы система восстановительного ремонта заработала в полной мере понадобится «обкатка» не менее двух-трех лет. За это время точно будут преодолены «болезни роста» (отработана схема взаимодействия между страхователем-страховщиком-СТО, осуществлена «выбраковка» сервисов), в том числе и путем осуществления практики дополнительного НПА.

С другой стороны, главная цель закона – увеличить доступность полисов ОСАГО за счет сокращения деятельности «криминальных» автоюристов – не может быть достигнута в полной мере. Идя на неучёт износа, страховые компании полагали, что данные траты будут компенсированы за счет снижения судебных издержек и скидок от СТО за поток клиентов. Но те высокие требования и излишняя детализация, которые вошли в итоговую версию закона, почти полностью нивелируют эффект от установленного приоритета восстановительного ремонта. В 60-70% случаев, даже после того, как все автовладельцы приобретут новые полисы ОСАГО, возмещение ущерба по ДТП будет осуществляться посредством денежной компенсации.

Во-первых, потому, что уже сегодня сервисы говорят об ограничении возраста автомобиля для восстановительного ремонта. И страховщики с ними солидарны. Данную позицию легко понять: никто не должен отвечать за качество ремонта автомобиля, «срок годности» которого уже давно вышел. А если не должен, значит, будет денежная выплата с учетом износа. Тем не менее, страховщики обещают найти СТО и для разновозрастных автомобилей. Во-вторых, вопрос с новыми деталями – для крупных городов – это не проблема, зато в регионах – это слабая сторона (их могут уже не выпускать, срок доставки может быть больше 30 дней, что не позволит страховщикам уложиться в обозначенные законом сроки). Это опять денежная выплата. В-третьих, при жалобах на качество ремонта (двух и более в течение года), ЦБ РФ может лишить страховую компанию права на восстановительный ремонт по полисам ОСАГО, оставив только денежное возмещение. А, значит, «криминальные» автоюристы остаются в силе.

В законе, в целом, предположена правильная формула (вернее, даже формулы) взаимодействия между страхователем, страховщиком и СТО. Отмечу, что поправки в закон об ОСАГО в том виде, в котором они были предложены изначально страховщиками, в последующем претерпели серьезные изменения.

Относительно причин доработок в закон об ОСАГО, в первую очередь, я бы назвал желание регулятора найти компромиссное решение, учитывая широкий общественный резонанс, вызванный законопроектом. Кроме того, нельзя не учитывать и то «общественное» давление, которое на себе испытывало страховое сообщество, инициировавшее принятие поправок в закон об ОСАГО.

Думаю, что данная редакция закона об ОСАГО – «пристрелочная». Что в нее надо будет привнести – мы увидим не ранее, чем через 8-12 месяцев.

28.04.2017 Что изменилось, чего ждать и к чему готовиться?
Начинает действовать формула ремонт вместо денег. Если раньше водители по полису ОСАГО получали деньги и затем сами решали проблемы с ремонтом, то сейчас все будет по другому, страховые компании будут выдавать водителям направление на ремонт.
Теоретически это хорошо, сдал в сервис и голова не болит, на выходе должны получить полностью исправный автомобиль. «Такая процедура уже давно действует в каско, когда автовладелец полностью избавлен от хлопот получения денег, а затем поиска станции, где ему отремонтируют автомобиль.

Вступает в силу новые правила с 28 апреля 2017 года, учтите что новые правила обязательны лишь для договоров, которые заключены с 28 апреля. А вот если у вас полис ОСАГО был куплен ранее, то так называемое «натуральное возмещение» будет доступно «по договоренности» страховщика и страхователя. То есть если водитель со «старым» договором захочет деньги, то он может их получить.
Возникает вопрос, что лучше?
Деньги? не факт, в случае денежной выплаты будет учитываться износ деталей, соответственно выплата будет ниже чем при возмещении в натуральной форме.
А при натуральном возмещении запчасти должны быть новыми! Возможно и б/у, если водитель согласится с предложением страховой, теоретически это возможно, особенно для старфх машин, для которых запчасти уже могут не выпускать.

Как это все будет выглядеть на практике?
Теперь при продаже полиса или принятии заявления от клиента после ДТП страховая компания должна будет показать водителю список станций техобслуживания, с которыми у нее заключены договоры. При этом есть правило: СТО должно находиться не дальше 50 км от места жительства автовладельца либо от места ДТП (по выбору). Можно предложить и станцию, которая вам нравится, но ее придется согласовать со страховой компанией. Если СТО находится дальше 50 км, то страховая компания может предложить два варианта: денежную компенсацию, либо она доплатит за перевозку машины до места ремонта.

Сроки ремонта ограничены 30 днями . Затем владелец может получать пени в размере - 0,5% в день от суммы возмещения. Причем платить должна страховая компания, а не автосервис.

Обычно ремонт в сервисе, при наличии запчастей, занимает около недели при мелких авариях, в сложных случаях 2 - 3 недели. Теоретически не должно возникнуть каких-то проблем. Другой вопрос в том, что закон обязал использовать только новые детали при восстановительном ремонте. Это сильно сужает круг потенциальных получателей этой услуги. Поставки деталей в отдаленные регионы занимают время, соответственно, в срок уложиться сложно. А праворульные автомобили, которых предостаточно на Дальнем Востоке, вообще практически выпадают из этой схемы.

Еще один плюс этой схемы гарантия, закон предусматривает Полгода на ремонт узлов и агрегатов и год на кузовные и лакокрасочные работы.

Что делать если качество ремонта вас не устроило?
Нужно обратиться в страховую компанию и написать заявление. Сервисы должны быть заинтересованы в работе по ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок. Ведь в случае неудовлетворительной работы страховщик расторгнет с такой станцией договор.

Что будет с новыми машинами?
По правилам, если автомобиль не старше двух лет, его должны ремонтировать у официального дилера.
Есть тут и подвох а кому то и плюшка:
Если у вас гарантия 3 года
В вашем регионе нет официального дилера или он находится дальше 50 км
Вы можете получить деньги.
Есть еще возможности получить деньги вместо ремонта, но поводы по которым их могут дать не всем понравятя.
1. Причинение среднего или тяжкого вреда здоровью при ДТП.
2. Смерть.
3. Полное уничтожение автомобиля.
4. Превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты (400 000 рублей).
5. Деньги могут быть выплачены отдельным категориям инвалидов по их заявлению.
Деньги также можно будет получить в том случае если страховая компания не сможет подобрать сервис подходящий под параметры. Но в этом случае сумма компенсации будет рассчитываться с учетом износа деталей.Кроме того, деньги можно будет получить в том случае, если страховая компания не сумеет подобрать вам подходящую мастерскую. Но помните - в этом случае сумма компенсации будет рассчитываться с учетом износа деталей.

В остальном все осталось по старому, после аварии нужно обратиться в страховую компанию и написать соответствующее заявление. Страховщик осматривает автомобиль и затем выдает направление на ремонт.
Теги: ОСАГО, ремонт по осаго, правила ОСАГО
Количество показов: 4675