Назначение и типы фар. Передние фары Какие фары стоят на автомобиле

Обновлено: 25.01.2018 16:51:53

В жизни каждого автомобилиста возникает потребность в выборе новых фар для автомобиля. Необходимость кроется как в произошедшем ДТП, так и в банальном желании улучшить свет головной оптики - даже качественные фары со временем «устают», переставая выполнять возложенные на них функции. Решением задачи становится реставрация либо покупка новых фар, характеристики которых всецело соответствуют рекомендациям завода-изготовителя.

содеражание

Лучшие производители автомобильной оптики

Выпуском осветительных приборов для автомобилей занимается множество фирм, востребованной же является продукция следующих концернов:

Перед тем, как отдать выбор в пользу конкретных моделей, необходимо изучить характеристики и соответствие предполагаемой марке авто, а также отзывы пользователей, проверивших конкретные фары на собственном автомобиле и выделившие как положительные, так и отрицательные их особенности.

Виды фар. Какие выбрать?

В продаже представлено множество моделей, начиная безымянной продукцией китайского производства и заканчивая оригинальными фарами с заводским клеймом. В зависимости от типа источника света, головная оптика делится на несколько видов.

Традиционный тип осветительных приборов, представляющий собой лампу накаливания, работающую в среде галогена – особого газа, обеспечивающего яркий и направленный свет. Отличаются достойным сроком службы и теплым желтым светом.

Достоинства

  • Простота замены лампы при необходимости;

    Недорогие;

Недостатки

    Чувствительны к тряске и вибрации;

    Средний срок службы;

    Потребляют много электричества;

Продвинутый вариант оптики, устанавливаемый на большинство современных автомобилей. Представляют собой стеклянную колбу, наполненную газом ксенон. Процесс свечения же вызывают два электрода, между которыми и происходит разряд. Практически все ксеноновые фары оборудованы фокусирующей линзой, позволяющей создать мощный направленный свет холодного белого цвета.

Достоинства

  • Не боятся тряски и вибрации;

    Неприхотливы в эксплуатации;

    Продолжительный срок службы;

Недостатки

  • При неправильной установке «слепят» встречные авто;

Современная оптика, устанавливаемая на дорогих авто премиум – класса. В основе ее лежат светодиоды, работающие в паре со специальным оптическим корректором. В результате подобная конструкция способна выдавать крайне яркий и насыщенный свет, превосходя таковой у ксенона в 2-3 раза.

Достоинства

    Высокая яркость;

    Небольшое энергопотребление;

    Длительный срок службы;

    Неприхотливость в эксплуатации;

Недостатки

    Установить можно не на все авто;

Главные критерии выбора

Определившись с конкретным типом оптики, которая подойдет в ваш бюджет и допускается к установке на конкретный автомобиль, необходимо внимательно изучить основные характеристики.

Производитель оптики

    Оригинальная оптика – наиболее правильное решение данного вопроса. Покупая фары, аналогичные тем, которые установлены на авто, удается избежать большого количества проблем, начиная неправильной регулировкой и заканчивая несовместимостью. Недостатки подобного решения кроются в дороговизне оригинальной оптики, а также в ограниченности вариантов: на ту же «классику» ничего, кроме заводского галогена, подобрать невозможно;

    Фары, выпускаемые так называемыми поставщиками на конвейер – Denso, Depo, Hella, Phillips. В их каталогах можно найти множество различных моделей фар для самых разных автомобилей. При весьма высоком качестве изготовления, продукция этих марок отличается демократичной ценой;

    «Ноунейм» фары, производимые различными китайскими фабриками. Разнообразие моделей здесь – крайне велико: тысячи стилей и дизайнов, пригодных для установки в самые разные автомобили. Цена на такую оптику сравнительно невысокая. Недостатки – низкое качество изготовления, непредсказуемый срок службы и трудоемкость регулировки и настройки, отчего фары могут слепить встречных водителей.

Мощность установленных ламп

Чем выше мощность – тем более яркий и интенсивный световой поток будет генерировать лампа и тем выше ее энергопотребление. Наиболее распространенным значением является 30-80 Вт, фары же грузовых авто и внедорожников могут достигать 100-120 Вт в пике.

Яркость светового потока

Параметр, измеряемый в люменах и характеризующий не только степень интенсивности, но также и температурный оттенок.

    Лампы, выдающие свет 2000-4000 Лм генерируют теплый свет с ярко выраженным желтым оттенком.

    Модели с маркировкой 4000-6000 Люмен выдают холодный белый свет;

    Яркость светового потока, превышающая 6000 люмен, отдает голубизной светового луча, а свыше 9000-1000 Люмен обретает ярко выраженный фиолетовый отлив;

Коэффициент световой отдачи оптики

Характеризует количество люмен, которое производителю удалось «снять» с одного Ватта мощности фары. Высчитывается простым делением яркости потока на мощность. Как правило, самым низким КПД характеризуются галогеновые лампы, самый высокий присущ светодиодным и лазерным фарам.

Особенности выбора противотуманных фар

Принцип выбора противотуманок для автомобиля во многом схожа с таковым при выборе обыкновенной головной оптики, основное отличие кроется в принципе их конструкции, а также мощности установленного источника света.

    Выбирая противотуманные фары для авто, предпочтение следует отдать галогенным лампам. Соотношение «функциональность – стоимость» у таких моделей максимально эффективна. Ксеноновые лампы, ввиду наличия блока розжига, установить в маленькие противотуманки сложно, светодиодные же лампы неоправданно дороги;

    Мощность установленных ламп должна находиться на уровне 30-50 Ватт;

    Наружная поверхность стекла должна быть обработана специальным составом, препятствующим механическому воздействию и пескострую;

    Яркость светового потока выбирается исходя из собственных предпочтений автолюбителя;

    Крепление должно обеспечивать жесткую фиксацию противотуманной фаре на бампере и не допускать ее смещение во время движения авто;

Внимание! Данный материал носит субъективное мнение авторов проекта и не является руководством к покупке.

Новые технологии постоянно внедряются в конструирование автомобилей. Не обходят современные новшества и автомобильные фары, в которых очень часто применяются нестандартные источники света. Новые технологии настольно быстро внедряются в автомобилестроение, что успеть их изучить получается далеко не у всех автолюбителей. Чтобы восполнить подобный пробел в памяти, мы решили как можно более подробно разобраться в преимуществах и недостатках самых распространенных на сегодняшний день видов автомобильных фар.

1. Особенности галогенных ламп накаливания

Данный вид ламп, которые автолюбители довольно часто устанавливают в фары своих автомобилей, является фактически самым доступным вариантом, если брать во внимание их стоимость. При этом срок работы галогенных ламп накаливания составляет 1 тыс. часов (при условии отсутствия постоянного перепада энергии). Тем не менее, существует ряд причин, по которым автолюбители отказываются от их использования, и заключаются эти причины в особенностях функционирования галогенных ламп.

Интересно! Для достижения необходимой величины цветовой температуры ксеноновой лампы, после закачки ксенона ее охлаждают до 190°С, а потом еще и подвергают процедуре отжига.

Галогенная лампа накаливания представляет собой следующую конструкцию:

- внешний корпус лампы выполнен из достаточно прочного стекла, которое также способно выдерживать очень высокие температуры;

Изнутри лампа заполняется смесью газов (аргоном и нитрогеном);

Основным элементом галогенной лампы является вольфрамовая нить, которая непосредственно связана с электросетью автомобиля, от которой в нужный момент на нее и подается напряжение.

При подаче напряжения вольфрамовая нить может накаляться до температуры 2500°С. Благодаря этому начинает светиться газ, и лампа излучает достаточно интенсивный свет, которого вполне хватает для освещения дорожного полотна.

Таким образом, во время включения лампы дополнительно образуется большое количество тепла, которое по сути никак больше не используется. Под воздействием этого тепла постепенно испаряется вольфрам, в результате чего накаляемая нить лопает, лампу приходится менять.

Но это еще не все особенности работы галогенных фар. Особенно осторожно необходимо вести себя во время их замены. К стеклу новой лампы ни в коем случае нельзя прикасаться голыми пальцами. Если на стекле останется хотя бы несколько капель пота, оно уже будет считаться поврежденным и может попросту расколоться во время эксплуатации.

Преимущества галогенных ламп накаливания

Хотя данный вид ламп для фар является достаточно сложным в эксплуатации, все же у них есть целый ряд существенных преимуществ, которые нельзя упустить из виду. Автопроизводители устанавливают их на своих детища в связи со следующими причинами:

1. Благодаря высокой температуре накала вольфрамовой нити образуется очень яркий луч света;

2. Производители позаботились о том, чтобы подобные лампы выпускались в самых разных типах и размерах, благодаря чему для каждой модели и марки автомобиля можно легко подобрать нужную галогенную лампу накаливания;

3. Галогенные лампы могут быть окрашены в любой цвет, что позволяет устанавливать их в любой вид фар, даже в «аварийки», а также применять для разных дизайнерских решений;

4. Ну и, конечно же, нельзя еще раз не вспомнить о длительном сроке службы таких ламп, поскольку менять их приходится достаточно редко.

Что заставляет автолюбителей отказываться от галогенных ламп?

Галогенные лампы накаливания очень трудно назвать экономными, поскольку для получения действительно яркого света приходится расходовать большое количество электроэнергии. При этом специалисты называют такой расход пустым, так как получаемое от накаливания лампы тепло невозможно преобразовать в полезное действие.

Но самым главным недостатком является необходимость дополнительного ухода. Речь идет о том, что длительный период эксплуатации эти лампы можно обеспечить только при наличии идеальных условий работы. Если на лампу попадет хотя бы капля влаги или несколько пылинок – она может уже через несколько дней попросту расколоться.

2. Стоит ли устанавливать в свои фары газоразрядные лампы?

Речь идет о ксеноновых лампах, которые впервые были применены на автомобилях BMW еще в 1991 году. Так как эти автомобили являются представителями премиум-сегмента, на подобное новшество сразу же было обращено очень много внимания со стороны потенциальных покупателей и других автомобильных концернов. Да и вправду, газоразрядные лампы в качестве автомобильных фар представляют собой очень хороший вариант с целым рядом неоспоримых плюсов: не просто эффектное, а действительно эффективное освещение.

Выбор автоконструкторов пал на ксеноновые лампы еще и по той причине, что они потребляют в разы меньше электрической энергии от автомобильного аккумулятора – всего 7% вместо 40%.

Благодаря этому конструкцию автомобиля удается оснащать приборами более высокой мощности. К тому же служат такие лампы в разы больше галогенных – в оптимальном режиме работы они могут светить около 3000 часов вместо 1 тысячи. Связано это с типом конструкции газоразрядных ламп, в которых привычная нить накаливания отсутствует. Свет от них образуется благодаря свечению, образовывающемуся благодаря радуге между электронами.

Достоинства ксенона

В ночное время суток газоразрядные лампы дают водителю возможность увидеть не только участок дороги, который находится непосредственно перед бампером его автомобиля. Их мощность позволяет увидеть очень широкое и дальнее пространство, что в целом достаточно положительно отражается на безопасности движения водителя, который едет за рулем автомобиля, оснащенного ксеноновыми фарами.

Говоря о том, что лучше – ксенон или галоген, следует отметить существенное преимущество газоразрядных ламп, ведь они практически не нагреваются во время работы. Благодаря такой особенности они, во-первых, не создают большого количества энергии, которая потом все равно не сможет использоваться, а во-вторых – не подвергают нагреванию другие элементы фары, обеспечивая им достаточно длительный срок службы.

Минусы использования газоразрядных ламп в качестве осветительного прибора автомобиля

Чтобы установить на автомобиль фары с ксеноновыми лампами, потребуется также установить специальные блоки розжига для таких ламп. Стоят они достаточно дорого, таким образом, первоначальные вложения обойдутся автовладельцу в копеечку. К тому же, устанавливать газоразрядные лампы можно только парами, что позволит обеспечить образование равномерного цвета. Дело в том, что в ходе эксплуатации цвет излучаемого ксеноновыми фарами луча постоянно меняется (невооруженным глазом увидеть эту разницу практически невозможно, заметной она становится только при параллельной установке новой лампы во вторую фару автомобиля).

К тому же, ксеноновые фары, даже если они были установлены профессионалами, могут приносить очень сильный дискомфорт водителям встречных автомобилей. Дело в том, что если поверхность фары во время эксплуатации загрязняется, яркий лучи света начинают преломляться и отбрасываться в разные стороны. Но при этом нередки случаи, когда даже с полностью чистым стеклом владельцы автомобилей с ксеноном представляют достаточно большую опасность для встречного транспорта.

По этой причине доверять установку газоразрядных ламп лучше специалистам, которые смогут выровнять пучок света от нее, тем самым сделав ваш автомобиль максимально безопасным. В первую очередь, если световой поток такой лампы превышает 2500 люмен, вместе с лампами на автомобиль обязательно должны устанавливаться автокорректоры и специальные омыватели фар. Это опять же повысит финальную стоимость установки таких фар, что является их существенным недостатком.

Если вы хотите установить ксенон на свой автомобиль, то наиболее доступным и безопасным вариантом будет использование ламп от «Philips», которые в своей изначальной конструкции совмещены с разжигателем, что делает их более доступными. К тому же, этот производитель выпускает лампы с максимально низкой интенсивностью света – всего в 2500 люмен (в традиционном варианте этот показатель может подниматься до 4000 люмен). Таким образом, свет от фар получается хоть и не слишком ярким, но намного лучше, чем от галогенных ламп. К слову, интенсивность света от галогенных фар составляет всего 1000-1500 люмен.

Но все это все равно не позволяет избежать всех недостатков ксенона, особенно если учитывать факт наличия на рынке автомобильных фар на светодиодах, которым отдают предпочтение практически все современные автолюбители. Почему именно, рассказываем ниже.

3. Светодиодные лампы (LED) для автомобильных фар: секрет популярности

Такой тип фар можно назвать наиболее желаемым для установки на автомобиль, но только в том случае, если использоваться будут действительно качественные приборы, а не дешевая китайская подделка. Они очень долго и бесперебойно служат, по этой причине в последнее время все новые кары премиум-сегмента оснащаются именно светодиодными фарами.

При этом очень важно разделять такие два понятия как светодиодные фары и лампы. В первом случает в дополнение к осветительному прибору также устанавливается компьютеризированный блок управления и вентилятор, позволяющий охлаждать прибор во время интенсивного функционирования. Такие фары очень дорогие, и чтобы установить их на свой автомобиль, придется потратить не менее 400 у.е.

Интересно знать! Мощность света от светодиодных фар зависит исключительно от того, сколько светодиодных лампочек установлено в фаре. По этой причине светодиодные фары не всегда позволяют получить эффект выше, чем при использовании галогенных фар.

Зачем тогда платить больше, спросите вы? Дело в том, что наличие индивидуального блока управления позволяет автоматически контролировать включение и выключение дальнего света. Возможно это благодаря тому, что сама фара конструируется сразу из нескольких диодов, на каждый из которых возлагается функция освещения определенного участка дороги. Таким образом, при встрече автомобиля на дороге блок управления сам отключит несколько диодов, чтобы его не засветить, а вот во время осуществления маневра на повороте включит дополнительные светодиоды, чтобы водитель мог увидеть более широкий участок дороги.

Плюсы светодиодных фар и ламп

У LED-фар достаточно большая мощность – 30 Вт, а также дальность освещения – около 3600 люмен. Таким образом, по интенсивности освещения они фактически равны вышеописанным ксеноновым.

Но самым большим плюсом светодиодных фар является срок их службы, который может легко достигать 30 тыс. часов (при использовании качественного оборудования и профессиональной установке). К тому же, в отличие от ксенона, на них нет никакого запрета, и при их установке не требуются специальные корректирующие приборы.

Очень важным фактом также является то, что светодиодные фары излучают свет, который является практически идентичным естественному, поэтому они фактически безвредны для человеческих глаз.

Все преимущества такого рода ламп позволяет устанавливать их и для габаритных огней, и для дневных ходовых огней. Очень часто светодиодные лампочки устанавливаются и в салоне для сигнализации включения того или иного прибора. Еще чаще их используют для тюнинга автомобиля.

Очевидные недостатки светодиодных фар

Минусов у таких фар имеется достаточно много, поэтому перечислим их в виде списка:

1. Светодиодные фары хотя и немного дешевле ксеноновых, но за все устройство придется отдать немало денег. Правда, в связи с растущей популярностью цена на них падает все больше, хотя параллельно с оригинальными и действительно качественными лампами все чаще появляются опасные подделки.

2. Если во время эксплуатации перегорела светодиодная фара, то обойтись простой заменой лампы не получится. Необходимо будет менять полный комплект.

3. Светодиодные фары отличаются достаточно сложной конструкцией, которая во время работы достаточно сильно нагревается. Но если в случае с галогенными лампами подобный рост температуры не несет никаких побочных результатов, то для светодиодных фар обязательно требуется охладительный прибор.

4. Использование LED-ламп без наличия специального блока управления делает свет от них неэффективным. По этой причине устанавливать на авто стоит только светодиодные фары в полной комплектации. В противном случае эффект от них будет еще хуже, чем от галогенных.

4. Немного о лазерных автомобильных фарах

В 2014 году концерн BMW выпустил на рынок свой новый автомобиль, оснащенный лазерными световыми приборами. Подобную новинку внедрили в свои спорткары и конструкторы из Audi. Зачем же спортивные автомобили начали так активно оснащать новым типом автомобильного освещения – лазерными фарами?

В первую очередь, по той причине, что такой тип освещения позволяет получить необычайную дальность света, который может распространяться даже на 600 метров, что не под силу ни одному из вышеперечисленных типов освещения. При этом используемые для таких фар лазерные светодиоды, несмотря на свою усиленную мощность, имеют в несколько раз более мелкие размеры, что очень удобно для их установки.

Интересный факт! Во время профессионального тестирования эффективности фар разных производителей и на разных автомобилях отметку «отлично» удалось получить только автомобилю Toyota Prius V.

Благодаря такой особенности конструкторы получили возможность максимально изменять внешний вид автомобилей за счет уменьшения размеров самих фар. Тем не менее, одновременно со светодиодными фарами приходится устанавливать дополнительные системы для управления включением и выключением дальнего света. Для этого специально устанавливаются камеры, которые выполняют функцию слежения за потоком встречных автомобилей.

Достоинства лазерного освещения

К преимуществам такого освещения, конечно же, стоит отнести дальность света, которую дают лазерные фары. Среди аналогов невозможно найти что-то подобное, особенно если учитывать компактность конструкции таких фар.

Привлекает внимание автомобильных конструкторов лазерное освещение еще и своим эффектным внешним видом, который позволяет по-разному модифицировать внешний вид автомобиля. Если же учесть еще и низкое потребление электроэнергии, то на сегодняшний день лазерные фары можно считать наиболее эффективным достижением человечества.

Минусы лазеров, используемых в авто

Главным недостатком подобного освещения, конечно же, является его стоимость. Ведь, кроме лазерных светодиодов, на автомобиль приходится устанавливать еще и дополнительное оборудование, что вместе составляет отнюдь не маленькую стоимость.

Таким образом, у каждого типа автомобильного освещения можно найти как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому автолюбителям остается ориентироваться в выборе фар для своего автомобиля исключительно на собственные предпочтения, потребности и финансовые возможности. Ну и еще необходимо быть максимально осторожным в покупке подобных приборов, поскольку сегодня на рынке встречается очень много подделки, особенно если речь идет о светодиодных фарах.

Фары современного автомобиля — это не просто фонари, а сложные светотехнические устройства, которые постоянно совершенствуются. Сегодня в фарах используются различные источники света, а сами фары имеют особое устройство, позволяющее достичь нужных характеристик. О видах автомобильных фар и перспективах автомобильной светотехники читайте в этой статье.

Типы и маркировка автомобильных фар

Вплоть до начала 1990-х годов на всех автомобилях устанавливались классические фары , оборудованные различными видами ламп накаливания, но сегодня можно выделить как минимум три типа фар, которые отличаются используемыми в них источниками света:

Фары с лампами накаливания;
- Фары с ксеноновыми лампами;
- Фары со светодиодами.

Прежде чем говорить о каждом из этих типов фар, нужно несколько слов сказать об их маркировке.

Каждая фара имеет на рассеивателе маркировку, которая говорит о характеристиках фары, ее особенностях и сферах применения. Маркировка установлена международным стандартом и имеет следующую структуру:

Верхний ряд букв - обозначение категории;
- Средний ряд цифро-буквенных индексов - знак международного утверждения (буква и цифра в кружке), код выдавшей утверждение страны и сила светового потока для дальнего света (округленно);
- Стрелка (или ее отсутствие) - обозначение назначения фары для право- или левостороннего движения;
- Нижний ряд цифро-буквенных индексов - код официального утверждения.

Наибольший интерес для рядового автовладельца представляет верхний буквенный ряд, который обозначает категорию фары. В нем могут присутствовать следующие буквенные коды:

H - фара только для галогенных ламп;
- C - фара ближнего света;
- R - фара дальнего света;
- S - лампа-фара;
- PL - рассеиватель изготовлен из пластика;
- B - противотуманная фара.

Также нужно сказать и о стрелке под знаком международного утверждения. Отсутствие стрелки означает, что фара предназначена для правостороннего движения, наличие стрелки - для левостороннего, а двухсторонняя стрелка означает, что фара универсальна.

Фары с лампами накаливания

Наиболее распространенными остаются фары с лампами накаливания. Однако сегодня в фарах все чаще используются галогенные лампы или лампы, наполненные ксеноном и криптоном. В галогенных лампах вольфрамовая нить накала (или две нити в случае двухнитевых ламп) помещены в колбу, заполненную парами йода или брома. Эти газы предотвращают осаждение на стенках колбы атомов вольфрама, испарившихся с нагретой до 3000°С нити накала, что значительно продлевают срок службы лампы.

Существует несколько типов галогенных автомобильных ламп, которые отличаются способом установки в фаре и подключением к бортовой электрической сети. Наиболее часто используются лампы типов H1, H3, H4, H7, H9, H11, HB3, HB4 и R2, причем среди всех этих типов наибольшее распространение получили лампы H4.

Мощность галогенных ламп может достигать 130 Вт (хотя обычно она лежит в пределах 35-60 Вт), световой поток - порядка 1000 лм для ближнего света и 1650 лм для дальнего, однако некоторые типы ламп создают световой поток до 2100 люмен.


Фары с ксеноновыми лампами

Нужно сразу отметить, что здесь речь идет о газоразрядных ксеноновых лампах, которые имеют кардинальные отличия от обычных ламп накаливания. В этих лампах световой поток создается электрической дугой, возникающей между электродами, помещенными в колбу с ионизированным газом.

Интересно, что ксеноновые автомобильные лампы имеют принципиальное отличие от ксеноновых ламп, используемых в фотовспышках или мощных кинопроекторах. В автомобильных лампах основной световой поток создается дугой, возникающей в атмосфере паров ртути и солей скандия и натрия, а ксенон выступает здесь в качестве «запала» для быстрого (доли секунды) розжига лампы. Поэтому автомобильные ксеноновые лампы де-факто являются металлогалогенным источником света, но этот термин не прижился, так как создавал путаницу. И первые производители газоразрядных ламп назвали их ксеноновыми, что подчеркнуло их отличие от обычных галогенных ламп накаливания.

Для работы ксеноновых ламп необходимо постоянное напряжение 42 или 85 вольт (в зависимости от типа), однако для розжига через лампу нужно пропустить импульс переменного тока напряжением до 25 000 вольт и частотой от 400 Гц. Такой импульс формируется специальным электронным блоком розжига, индивидуальным для каждой лампы.

Ксеноновые лампы создают мощный световой поток (до 3200 лм), но при этом они экономичнее и долговечнее ламп накаливания. Однако большим недостатком является необходимость установки блока розжига для каждой лампы.

Сегодня ксеноновые лампы стандартизированы по типу цоколя и другим характеристиками. Наиболее часто находят применение лампы типов D1S, D1R, D2S, D2R, D3S, D3R, D4S и D4R. Здесь код "S" означает, что лампа предназначена для фар прожекторного типа, а "R" - для фар с отражателями (рефлекторного типа).


Светодиодные фары

Это новый тип фар, который, в сущности, все еще находится в экспериментальной стадии. Впервые светодиоды на автомобилях были использованы еще в 1992 году, однако тогда они заменяли лампы в габаритных огнях и сигналах поворота, и лишь только в последние годы светодиоды стали устанавливаться в фарах головного света.

В основе светодиодных фар лежат мощные сверхъяркие светодиоды, излучающие белый свет. Обычно такие фары изготавливаются в виде матриц - набора нескольких светодиодов, расположенных в ряд или в иной конфигурации.

У светодиодных фар есть ряд неоспоримых преимуществ:

Экономичность (светодиод при равной яркости с лампой накаливания потребляет в разы меньше электроэнергии);
- Длительный срок службы (10 000 часов для светодиода - не предел);
- Нечувствительность к вибрациям и ударам;
- Малые габариты.

Но светодиодные фары имеют несколько недостатков, которые препятствуют массовому распространению этого источника света. Главный из недостатков - дороговизна мощных светодиодов и фар на их основе. Так, у автомобилей премиум-класса фары на светодиодах могут стоить более ста тысяч рублей за штуку! Это препятствует массовому распространению светодиодной светотехники на менее дорогих автомобилях.

Но у светодиодных фар есть большой потенциал, ведь они значительно меньше по габаритам, надежнее и по ряду показателей лучше фар на лампах накаливания или ксеноновых лампах. Так что в ближайшие годы светодиоды получат самое широкое применение.

Казалось бы, что может быть сложного в работе фары? Ведь она просто светит прожектором, освещая пространство перед автомобилем в ночное время суток. Но здесь не все так просто, ведь от фары требуется не просто светить, а светить с определенной силой в определенном направлении.

Главная проблема, с которой столкнулись конструкторы фар — обеспечение ближнего и дальнего света. В разное время эта задача решалась по-разному: с помощью переключателей, наклоняющих фары рычагов, подвижных экранов внутри фар и другими способами. Но сегодня наиболее часто применяются четыре способа:

Использование отдельных ламп для ближнего и дальнего света;
- Использование одной двухнитевой лампы;
- Использование подвижных экранов;
- Использование системы подвижного источника света и отражателя.

Отдельные лампы. Это самый простой способ, который сегодня находит не слишком широкое применение. В таких автомобилях имеется четыре фары, две из которых светят дальним светом, остальные две - ближним.

Двухнитевая лампа. В такой лампе имеется две нити: мощная, расположенная в центре, и более слабая, расположенная несколько в стороне. Мощная нить находится непосредственно в фокусе отражателя, поэтому создаваемый ею световой поток образует дальний свет. Слабая нить расположена несколько выше и впереди фокуса, причем под нитью имеется небольшой экран, отсекающий часть светового потока. В результате свет от нити отражается верхней частью рефлектора, пучок получается более слабым и наклоненным.

Подвижной экран. Такое решение применяется в ксеноновых лампах (точнее - в биксеноне). Представляет собой экран, который отсекает часть светового потока от газоразрядной лампы и создает ближний свет.

Подвижная лампа и рефлектор. Такая довольно сложная система позволяет выводить нить накала лампы или дуги газоразрядной лампы из фокуса отражателя или переводить из одного фокуса в другой, чем достигается изменение направления светового пучка и силы светового потока. Существует множество различных вариаций.

Корректная светотеневая граница при движении в темное время суток обеспечивает не только собственную безопасность, но и комфорт для водителей встречного транспорта. Рассмотрим, как работает корректор фар, устройство и принцип работы различных систем автоматической регулировки угла наклона фар.

Принцип действия

Корректор предназначен для регулировки уровня светотеневой границы в режиме ближнего света фар. Для дальнего режима свечения данная опция не столь важна, поскольку только ближний свет фар имеет четкую светотеневую границу (условная граница светового потока, резко переходящая в практически неосвещаемую область). Граница ближнего света фар должна хорошо освещать дорогу, но при этом не слепить водителей встречных автомобилей.

Уровень светотеневой границы зависит от формы и угла наклона светоотражателя по вертикали. Именно последний параметр нуждается в постоянной регулировке, так как угол наклона фар зависит от степени загруженности и распределения груза в автомобиле. Чем больше загружена кормовая часть, тем больше будет задран перед автомобиля. Соответственно, даже теперь будут слепить водителей встречных машин.

Согласно требованиям к выпускаемым в Европе авто, корректором фар должны штатно комплектоваться все машины, допущенные к эксплуатации после 1999 г. Подобные системы не устанавливаются на авто с активной подвеской.

Системы принудительного действия

Управление корректором фар осуществляется сменой положения переключателя на приборной панели. Основные виды приводов, использующихся в конструкции ручных корректоров:


Гидрокорректор

Отечественным автолюбителям подобная система хорошо знакома, так как ручные корректоры фар такого типа устанавливалась на ВАЗ 2107, 2109, 2110, 2114, «Нива», «Гранта».

Основные компоненты системы:

  • 6 – ручка регулировки светового пучка;
  • 1 – главный регулировочный механизм;
  • 2 – рабочие цилиндры со штоком, воздействующим на отражатель фар.

Принцип работы основывается на регулировке положения штока корректора посредством перемещения специальной жидкости по магистралям. Переключатель механически соединен с поршнем главного гидроцилиндра. При воздействии на ручку регулятора для поднятия отражателей в системе возрастает давление жидкости, что приводит в движение рабочие цилиндры, выдвигая тем самым шток. Поскольку система полностью герметична, обратное движение ручки приводит к противоположному эффекту.

Архаичная система считается крайне ненадежной. Со временем в местах соединения трубок и манжетах теряется герметичность, что приводит к подсасыванию в систему воздуха и потере рабочей жидкости.

Электромеханический корректор

Система регулировки положения отражателя фар с электроприводом получила наибольшее распространение. Электропривод позволяет реализовать как принудительное изменение высоты границы пучка света, так и автоматическую регулировку в зависимости от реальных условий движения.

Устройство системы принудительного действия:

  • переключатель на приборной панели;
  • мотор-редукторы;
  • блок управления;
  • провода питания.

Переключатель обычно устанавливается слева от рулевой колонки и имеет 3-4 фиксируемых положений для изменения угла наклона отражателя фар. Сервопривод, он же мотор-редуктор, он же непосредственно и корректор фар, является исполнительным механизм, перемещение штока которого поднимает либо опускает отражатель, упираясь в его нижнюю часть (сверху отражатель закреплен на шарнирах).

Принцип работы

Принципиально устройство сервопривода напоминает мотор-редуктор, использующийся в . Устройство:

  • небольшой двигатель постоянного тока с возбуждением от магнитов;
  • червячный редуктор, использующийся для превращения вращательного движения вала электромотора в возвратно-поступательно перемещение штока;
  • схема управления;
  • датчик фактического положения штока резистивного типа.

ЭБУ регулирует положение штока подачей управляющего напряжения на сервопривод. Логику управления корректорам фар с электромеханическим приводом рассмотрим на примере БУК 02-01, использующего на многих отечественных авто. Одним из основных компонентов управляющей платы является мостовая схема управления мотор-редуктором, в основе которой двухканальный операционный усилитель. Одно плечо мостовой схемы соединено с датчиком фактического положения штока, а второе – с входным выводом платы управления. Воздействие на электропривод корректора осуществляется изменением управляющего воздействия на входе платы. При появлении ошибки рассогласования моста управляющая система будет подавать напряжение на сервопривод до того момента, пока напряжение на выводах датчика положения не сравняется с управляющим. В электронном блоке управления обязательно предусмотрена защита от перенапряжения бортовой сети автомобиля. Когда переключатель электромеханического корректора фар не изменяет своего положения, электродвигатель находится в выключенном состоянии.

Характерные неисправности

  • Обрыв цепи, появление окислов в местах разъемов.
  • Износ деталей электродвигателя.
  • Перегорание элементов интегральных схем.

Системы автоматического управления корректором фар

Автоматизированный корректор положения отражателя фар не требует участия водителя для регулировки светотеневой границы. Система, использующаяся с галогенными лампами, ориентируется лишь на положение кузова, поэтому ее еще называют статической.

На автомобилях с ксеноновыми источниками света используется усовершенствованный адаптивный корректор, который поддерживает пучок света в заданном положении, ориентируясь на изменение положения кузова при ускорении, замедлении, изменении направления и движении по ухабистым участкам дороги. Определено это тем, что прямой свет ксеноновых фар намного агрессивней воздействует на глаза человека.

Устройство системы:

  • датчики дорожного просвета автомобиля;
  • блок управления;
  • сервоприводы (обычные электромеханические мотор-редукторы).

Датчик из комплекта для установки ксенона своими руками.

Основой принципа работы является постоянное считывание дорожного просвета автомобиля. Для этого используются бесконтактные датчики, построенные на основе эффекта Холла. Обычно устанавливается несколько датчиков на несущих кузовных элементах в передней и кормовой частях. В корпусе измерителя находится статор (подвижный элемент) со встроенными магнитами и ротор (неподвижный элемент), являющийся датчиком Холла. Статор соединен тягой с деталью подвески, поэтому всяческое изменение положения детали относительно кузова передается датчиком в блок управления. ЭБУ обрабатывает полученную информацию и управляет работой мотор-редукторов. Несмотря на очевидное удобство, зачастую автоматический корректор доукомплектовывается системой с возможностью ручной регулировки.

В конструкции может использоваться всего один датчик положения кузова ультразвукового типа. Чаще всего такое решение предлагается в качестве альтернативы штатным системам при .