Подставное дтп для осаго. «Подставные» аварии: как мошенники обманывают страховые компании. Инсценировка ДТП ради получения страховки

Такой вид мошенничества, как имитация аварии, появился раньше, чем автострахование. И все же немало водителей попадает в эту ловушку. Некоторые автомобилисты сами не против заработать на подставном ДТП. Но специалисты страховых компаний умеют отличить настоящее происшествие от организованного. И вместо денег его участники могут заработать уголовное наказание.

Читайте в этой статье

Способы обмана страховой компании

Для получения денег со страховых фирм используют множество схем обмана. Самыми распространенными из них являются:


С этой целью и выписывают полис задним числом. В мошеннической схеме задействуют сотрудника страховой фирмы.

  • Подмена автомобилиста. Практикуется в случае совершения ДТП водителем, не вписанным в полис. Если в этом случае сделать вид, что за рулем был другой человек (со страховкой), материальная ответственность за ущерб перекладывается на компанию.
  • Нанесение авто дополнительных повреждений. Если машина пострадала незначительно, а хочется получить много денег, мошенники портят ее сильнее уже после аварии. То же могут проделать, если автомобиль получил дефекты не в ДТП. А ведь сумма компенсации зависит от степени порчи имущества, и выплачивается только когда повреждения появились в результате страхового случая.
  • Фальсификация итогов осмотра авто и экспертиз. Здесь задействуют специалистов страховой компании, техников. Схема чаще применяется, когда речь идет о крупной сумме возмещения. Подкупленный эксперт может указать в документах, что машина получила большие повреждения, чем на самом деле. Или подтвердит, что ТС пострадало в результате ДТП, хотя в реальности оно было повреждено иным путем.
  • Имитация угона машины. Ее владелец может разобрать ТС на детали или продать, изменив до неузнаваемости. А сам пишет заявление в полицию об угоне. Эта схема работает для тех, у кого полис .
  • Страхование поврежденного авто. Схема возможна, если в ней участвует представитель компании. Он закроет глаза на то, что машина имеет приобретенные дефекты, то есть в документах она будет фигурировать как целая. Потом имитируют ДТП, и владелец получает деньги на ремонт, делясь с приятелем-мошенником из страховой фирмы.

Имитация аварии для автомобилиста

Если страховые компании знают наизусть методы мошенников и все равно оказываются обманутыми, то автомобилисты еще чаще попадаются на уловки подставщиков. Наиболее распространенные случаи искусственного создания аварии:

  • Водитель едущей позади машины требует пропустить его. Как только жертва ради этого начинает перестраиваться, сбоку обнаруживается другое ТС, которое и попадает под удар.
  • Автомобиль движется с разрешенной скоростью. Вдруг идущая перед ним машина резко и неожиданно тормозит. Жертва мошенников не успевает среагировать и врезается в него, становясь виновником ДТП.
  • Под колеса автомобиля, когда он едет не очень быстро, внезапно сваливается пешеход. Обычно это происходит в месте, где затруднен обзор, или мошеннику помогает специально загораживающая дорогу машина. В результате происходит наезд на пешехода, который требует на месте выдать ему компенсацию за «подорванное здоровье».

Чисто технически фальшивые ДТП организовывают по-разному. Но в таких автоподставах могут участвовать «случайно проезжавший мимо» экипаж ДПС или просто сообщники, одетые в соответствующую форму, лжесвидетели, несколько машин. Мошенники ведут себя агрессивно, запугивают жертву обмана, но предлагают заплатить сразу на месте «аварии» и не звонить в ГИБДД. Причем сумму компенсации требуют завышенную в сравнении со степенью повреждения машины.

О том, как камера наблюдения зафиксировала подготовку к подставному ДТП, смотрите в этом видео:

Подставное ДТП по согласию участников

Автоподставщики используют возможность обмануть и получить деньги не только с водителя, но и со страховой компании, то есть иметь двойную выгоду. Фальшивый потерпевший в ДТП договаривается с ничего не подозревающим вторым участником разрешить ситуацию мирно. И тот выплачивает деньги прямо на месте, а сам уезжает и радуется, что легко отделался.

Мошенник после этого вызывает ГИБДД. Сотрудник службы оформляет дело о ДТП, выдает мнимому потерпевшему справку. В документе зафиксировано, что второй участник сбежал, информации о нем нет. Мошенник предоставляет справку своему страховщику, получает деньги еще и с него.

Иногда на обман по взаимному согласию идут и участники настоящего ДТП. В случае, когда один из водителей пьян, страховая компания выплатит возмещение потерпевшему. Но потом потребует эти деньги со своего нетрезвого клиента.

Поэтому потерпевший может поддаться на уговоры второй стороны о замене водителя другим человеком, то есть не употреблявшим спиртного и вписанным в полис на машину. Или берет за свое согласие на обман страховщика вознаграждение. Но это тоже является мошенничеством. Причем виновны в нем и потерпевший, и тот, кто устроил аварию.

Наказание за подставную аварию

Имитация ДТП с целью получения денег со страховой компании квалифицируется как мошенничество. Причем за преступление в этой сфере есть отдельная статья 159.5 Уголовного Кодекса, часть 1 которой гласит:

Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года,

  • либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов,
  • либо исправительными работами на срок до одного года,
  • либо ограничением свободы на срок до двух лет,
  • либо принудительными работами на срок до двух лет,
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Она применяется в отношении тех, кто действовал в одиночку. Для компании мошенников есть часть 2 статьи 159.5 УК. В соответствии с ней каждый из группы преступников может получить штраф до 300000 р. или обязательные работы на срок от 480 часов до 5 лет с лишением свободы на 2 года. Вместо этих мер суд может назначить тюремный срок до 5 лет.

Какое именно наказание получит преступник, зависит не только от количества участников аферы, но и степени вины каждого. Если смошенничал сотрудник полиции, он выплатит деньги государству и скорее всего сядет в тюрьму в соответствии с разделом 3 той же статьи УК. Штраф для него составит 80000 — 500000 р., а лишение свободы грозит на срок до 2 — 6 лет. Эти меры могут быть заменены принудительными работами на период до 5 лет с минимально возможной выплатой.

Для определения меры наказания имеет значение и сумма нанесенного потерпевшему ущерба. Если она велика, работает часть 4 статьи 159.5:

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Время чтения: 7 минут

Дорожно-транспортные происшествия происходят достаточно часто. Значительная их часть заканчивается причинением ущерба. В связи с этим государство выдвинуло требование о том, чтобы каждый водитель имел полис ОСАГО. Казалось бы, теперь в случае ДТП компенсацию выплачивает страховая компания и смысла заниматься инсценировками аварий больше нет. Однако любители легкой наживы от своих намерений не отказались, и мошенничества продолжаются. Рассмотрим, что собой представляет подставное ДТП.

Какие события относятся к ДТП

Не каждое происшествие с автомобилем или мотоциклом считается дорожно-транспортным. Основными признаками ДТП являются движение хотя бы одной машины и причиненный в связи с этим ущерб. Причем вред может быть нанесен жизни или здоровью людей, а также автомобилям (в том числе единственного участника) или иным материальным объектам.

Выделяются следующие виды дорожных происшествий:

  1. Столкновение нескольких машин.
  2. Опрокидывание автомобиля.
  3. Наезды на:
  • стоящие машины и другие транспортные средства;
  • пешеходов;
  • животных;
  • гужевой транспорт.

4. Падение пассажиров и грузов.

5. Другие виды.

Какие ДТП являются подставными

Большая часть происшествий на дорогах вызвана стечением ряда случайных событий. Подставное, или умышленное ДТП вызвано целенаправленными действиями одного или нескольких участников движения, и это только первый признак происшествий данного типа. Вторым признаком является их цель – получение денежной выгоды. Объектом получения преступного дохода может быть как участник дорожного движения, так и страховая компания.

В связи с повсеместным распространением ОСАГО в последнее время именно страховщики чаще всего являются жертвами подобных махинаций. В этом случае все участники происшествия могут быть задействованными в преступной схеме.

До введения ОСАГО основными жертвами подобных преступлений являлись обычные автомобилисты. Преступники действовали группой, последствия подставного ДТП умышленно преувеличивались. Их задачей было запугать водителя и добиться выплаты значительных денежных средств. Кстати, этот метод используется и сейчас.

Однако теперь основная задача преступников состоит в том, чтобы добиться от жертвы нарушения установленных правил оформления ДТП, а потом потребовать денежные средства.

В ситуации правильного оформления происшествия основную ответственность несет страховая компания. У страховщиков работают хорошие специалисты, и факт дорожной подставы может быть легко доказан, поэтому преступники, видя настойчивое желание потенциальной жертвы оформить происшествие по всем правилам, просто ретируются.

Каких водителей чаще всего выбирают в качестве жертвы

Цель мошенников – получить максимум денег при минимуме риска. Запугать крепких молодых мужчин достаточно сложно, поэтому они предпочитают женщин, юношей и пенсионеров. Сильные мужчины попадают в подставное ДТП только в случае наличия тонировки стекол, когда преступники не могут разглядеть водителя.

Второй группой лиц, на которую обращают внимание мошенники, являются водители автомобилей, имеющих царапины, вмятины и иные повреждения, которые могли возникнуть при ДТП. Такие машины обычно выискивают на стоянках во дворах. Как правило, под дворник вставляется записка о том, что водитель якобы был участником происшествия, у которого имеются свидетели, но с места происшествия он скрылся. Указывают номер телефона, по которому следует позвонить, «чтобы разобраться». А далее осуществляется психологическое давление с целью выманивания средств. Если вы уверены, что не могли участвовать в происшествии, не заметив его, лучше по указанному телефону не звонить.

Основные схемы подставных ДТП

Преступники стараются сделать так, чтобы определить, что это ДТП-подстава, было сложно. То есть стремятся создавать такие ситуации на дороге, в которых жертва преступления совершает нарушение ПДД и формально действительно является виновником аварии. Оказывать психологическое давление на человека, ощущающего вину, намного проще, и мошенники активно это используют.

Рассмотрим ситуации, в которых сделать подставное ДТП, довольно просто.

Проезд нерегулируемого перекрестка

Обычно выбирается пересечение неравнозначных дорог. Преступник паркуется неподалеку от перекрестка на главной дороге. Выбрав жертву, которая начинает пересекать главную дорогу, он стартует, въезжает на перекресток и совершает столкновение, в котором формально виноват водитель, не пропустивший автомобиль по главной дороге. Аналогично мошенники могут действовать на пересечении равнозначных дорог. В этом случае выбирается жертва, имеющая помеху справа.

На дорогах с примыкающими второстепенными дорогами и разгонными полосами

Преступники выбирают участки дорог с интенсивным движением. В таких местах автомобилям, стремящимся влиться в поток, приходится долго ждать в нервозной обстановке. Преступник демонстрирует желание пропустить автомобилиста – он может помахать рукой, “поморгать” фарами или снизить скорость. А когда автомобиль жертвы начинает движение, преступник прибавляет газа и совершает столкновение, в котором формально виновата жертва.

При перестроениях на дорогах

Изменение полосы движения – очень благоприятный момент для осуществления преступных намерений мошенника. Чаще всего достаточно просто немного поездить по трех- или четырехполосным дорогам с интенсивным движением, чтобы выбрать авто для столкновения. Как известно, при перестроении водитель обязан пропустить весь транспорт на полосе, выбранной для дальнейшего движения. На дорогах с интенсивным движением это практически нереально, поэтому водители пропускают друг друга. Ну а мошенники, конечно, жертву не пропустят.

Более сложный вариант того же мошенничества практикуют с использованием двух машин. Например, вы едете не в крайней правой полосе. Сзади вас нагоняет дорогая машина, которая, интенсивно сигналя, требует освободить дорогу. Вы начинаете быстро перестраиваться и ударяете авто сообщника мошенников. Формально в аварии виноваты вы.

При движении по кругу

На участках дорог, где организовано круговое движение, многие водители, особенно новички, чувствуют себя неуверенно: необходимо пропускать транспорт и одновременно перестраиваться, а это достаточно сложно. Выбирается момент, когда машина жертвы заехала на чужую полосу – для аварии хватает буквально нескольких сантиметров. Чаще всего преступники работают на двух автомобилях, чтобы иметь свидетеля, который и докажет “вину” жертвы в ДТП.

Подрезание и резкое торможение

Если водитель ударил впереди идущую машину, он почти всегда признается виновным. Подрезание – это интенсивный обгон, перестроение на вашу полосу и резкое снижение скорости. Избежать аварии в этой ситуации достаточно сложно. Однако такого же эффекта можно добиться и без обгона. Автомобиль, идущий впереди на участке с достаточно высокими скоростями, легко может подпустить вас поближе и ударить по тормозам. На светофорах некоторые мошенники вообще сдают задним ходом до совершения аварии, а потом заявляют, что стояли, а жертва их ударила.

Имитация наезда на пешехода

Вариантов этого мошенничества может быть множество. Часто выбирается пешеходный переход, не регулируемый светофором. Перед переходом обычно паркуют машину, которая затрудняет водителям обзор. Далее все просто. Мошенник, естественно, не хочет пострадать реально, поэтому либо создает ситуацию, в которой его едва задевают, либо столкновение имитируется – например, в машину кидают резиновый мячик или картофелину. После этого злоумышленник имитирует серьезный вред, причиненный здоровью или имуществу.

Решить вопрос без вызова ГИБДД можно, оплатив лечение или возместив ущерб – например, за разбитые дорогие часы или порванный костюм.

В последнее время набирает популярности схема со «спортсменами». Участников обычно двое. “Пострадавший” не сможет выступить на соревнованиях с крупным призовым фондом. Ущерб от того, что выигрыш не получен, предлагают возместить жертве.

На стоянках у супермаркетов и развлекательных центров часто используется схема с детьми. Водитель при выезде со стоянки сдает задним ходом, слышит удар и обнаруживает под колесами ребенка или подростка, который очень плохо себя чувствует. Тут же появляются родственники ребенка, предлагающие решить возникшую проблему за деньги.

Разумеется, мы привели не все сценарии мошенничества. К тому же преступники постоянно придумывают новые. Например, в Украине в последнее время популярна схема с манекенами. В сумерки у дороги устанавливают манекены, которые затем с помощью веревки валят под колеса большегрузного транспорта. Если водитель остановился и вышел посмотреть, грабят кабину, если нет – догоняют автомобиль и требуют денег за молчание.

Как избежать автомобильной подставы или доказать свою невиновность

Во-первых, необходимо строго соблюдать ПДД. Сигналящий сзади джип не является основанием для резкого и необдуманного перестроения, как и приглашающий жест водителя, едущего по главной дороге, не освобождает вас от обязанности его пропустить. Качественно оценивайте дорожную обстановку – и вероятность участия в подставном ДТП заметно снизится.

Купите видеорегистратор. Снимайте последствия аварии на телефон. Обязательно фиксируйте лица других участников происшествия – мошенники часто известны полиции и, возможно, просто уедут.

Никогда не соглашайтесь на предложения отъехать в сторонку и там договориться. Не покидайте место ДТП, не трогайте машину, если вам будут настойчиво предлагать отъехать к обочине и осмотреть повреждения «в спокойной обстановке». Даже если это будет оживленное место, не убирайте автомобиль до приезда сотрудников ГИБДД.

Часто преступники, добившись отъезда жертвы, начинают напоминать ей о том, что, покинув место происшествия, она совершила нарушение, за которое лишают прав.

Если вы видите неадекватное поведение других участников происшествия, закройтесь в машине и вызывайте полицию. Мошенники в такой ситуации, как правило, уезжают.

Инсценировка ДТП ради получения страховки

Инсценировка ДТП для страховой выплаты в последнее время встречается достаточно часто. По мнению экспертов, до 15 % всех страховок сегодня попадает в карманы злоумышленников. Способов мошенничества со страховкой довольно много:

  • страховка машины или ответственности уже после происшествия;
  • фиктивные аварии;
  • подмена водителя – если у реального виновника происшествия нет полиса страхования гражданской ответственности, вину на себя берет водитель, имеющий такой полис;
  • при реальной аварии получивший небольшие повреждения автомобиль могут специально разбить сильнее, чтобы увеличить компенсацию;
  • мошенничество с бланками страховых документов.

Меры, принимаемые страховщиками

Страховые компании – это в основном мощные в финансовом отношении организации. Некоторые даже создают специальные отделы по борьбе с мошенничеством, другие пользуются услугами сторонних специалистов. В любом случае все обстоятельства аварии и документы будут изучены самым тщательным образом.

В настоящее время страховые компании широко используют новейшие компьютерные технологии – в частности программы, позволяющие установить, соответствуют ли повреждения, полученные автомобилем, обстоятельствам аварии, на основании которой выдвигаются требования о возмещении ущерба.

Тем не менее некоторые аферы все же удаются, но случается это все реже. Поэтому, если у вас возникают мысли попытаться преувеличить ущерб или сымитировать аварию ради компенсационных выплат, советуем от них отказаться.

Ответственность за подставные ДТП

Если инициаторов или участников подставного происшествия изобличат, они не только не получат планируемых доходов, но и могут быть привлечены к уголовной ответственности. Наказание за инсценировку ДТП наступает по ст.159 и 159.2 УК РФ. В зависимости от обстоятельств и суммы мошенничества наказания могут быть разными. Максимальное – 10 лет лишения свободы и штраф 1 млн рублей.

В заключение

Подставные ДТП достаточно распространены. Если вы стали жертвой мошенников, ни в коем случае не соглашайтесь на предложения решить все вопросы без привлечения ГИБДД. Смело снимайте обстоятельства аварии и лица участников, вызывайте дорожную полицию и настаивайте на оформлении происшествия в полном соответствии с правилами.

Подставное ДТП: Видео

Boland 28-06-2005 10:41

В России каждую десятую страховую выплату по ОСАГО получают мошенники (СПОСОБЫ ОБМАНА)

Российский союз автостраховщиков (РСА) и МВД России объявили о заключении соглашения о сотрудничестве. Документ подписан президентом РСА Андреем Кигимом и главой МВД РФ Рашидом Нургалиевым.

Соглашение предусматривает меры по обмену информацией между МВД и РСА по обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Это соглашение поможет предупреждать правонарушения, связанные с незаконным присвоением, эксплуатацией транспортных средств, а также случаи связанные со страховым мошенничеством.

Появившееся полтора года назад обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств (в просторечье - "автогражданка" или ОСАГО) сегодня доставляет неприятности не только автолюбителям, но и самим страховым компаниям. Люди все чаще находят способы получить со страховщика компенсации, которые по закону им не полагаются, - кто-то случайно, а кто-то намеренно. Эксперты в области автострахования признают: мошенничества приобретают угрожающие масштабы. Уже сейчас как минимум каждая десятая страховая выплата уходит в карманы мошенников.

Разобраться во всех возможных способах мошенничества при страховых выплатах попросту невозможно: изобретательные мошенники придумывают все новые методы. Газета "Версия" рассказывает о наиболее распространенных видах обмана.

Приписки после ДТП

Приписки ущерба при ДТП встречаются чаще всего. По мнению экспертов, в той или иной мере этим грешат до 80% всех страхователей. Люди вносят в список массу дефектов, полученных автомобилем ранее. Дело в том, что список повреждений (в случае ОСАГО) записывается в акт и регистрируется сотрудником ГИБДД. А повреждения, зарегистрированные в акте сотрудником ГИБДД, обязательны к компенсации страховой компанией. Опротестовать дело в суде компания может только после выплаты компенсаций. Делопроизводство стоит минимум 300 долларов. Понятно, что начинать тяжбу из-за 200 долларов для компании попросту нерентабельно. Поэтому зачастую некоторые явно выдуманные повреждения страховщик просто отказывается оплачивать. Заявитель, как правило, даже не спорит, пишет газета.

Страхование автомобиля с ущербом

Это второй по популярности случай любительского мошенничества. Человек страхует по полису "Автокаско" автомобиль, который уже имеет, например, серьезную царапину. При этом дефект от страхового агента он либо скрывает, либо договаривается с ним. Обычно в течение первого месяца действия полиса страхователь требует компенсации ущерба, который может покрыть стоимость страховки.

В некоторых компаниях для этого принимают весьма несложные меры. Для подписания, к примеру, полиса "Автокаско" автомобиль должен осмотреть не только агент, но и специальный эксперт.

Сокрытие пьяного водителя

По закону, если во время ДТП водитель находился в состоянии опьянения, случай не признается страховым и компенсация страховой компанией не выплачивается. Соответственно за промежуток времени между ДТП и моментом его регистрации водитель пытается "протрезветь". Основных способа три. Можно заплатить сотруднику ГИБДД. Также можно вызвать жену, если она вписана в страховой полис, и заявить, что именно она управляла автомобилем. В-третьих, если вы наехали на дерево, столб или ограждение, можно просто пропасть на несколько часов, а потом вернуться, чтобы оформить документы, пишет издание.

Но бывают и более сложные случаи. Так, BMW седьмой модели врезалась в обрыв отбойного бруса на Третьем транспортном кольце. Водитель не справился с управлением, и автомобиль буквально пропорол себе днище и нижнюю часть двигателя. Ущерб оценили в 50 тысяч долларов. Поначалу правдивость аварии ни у кого никаких сомнений не вызывала, компания уже собиралась выплачивать компенсацию, но вдруг пришло заключение эксперта-трасолога. Оказывается, аварии с такими последствиями просто не могло быть. Страховщики связались с тремя организациями, которые могли проводить ремонтные работы на этом участке Третьего кольца. Оказалось, что ни одна из них отбойный брус не разбирала. Затем отправили запрос в ГИБДД. В ответе говорилось, что почти две недели назад этот автомобиль уже попадал в серьезное ДТП. Именно тогда он и получил все эти повреждения. Водитель находился в состоянии алкогольного опьянения и был доставлен в больницу с небольшими травмами. Там он отлежался, а выписавшись, решил компенсировать ущерб. Если бы не заключение эксперта, ему бы это удалось, пишет газета.

Инсценировка ДТП

Этот способ мошенничества приобретает в Москве все большую популярность. Допустим, ваш автомобиль пострадал в результате ДТП, но случай явно не страховой. Тогда можно подстроить другую аварию, фиктивную, но с ударом в то же место, только уже в рамках страхового случая. Найти второго участника аварии не проблема. В газете "Из рук в руки" можно встретить множество коротких объявлений вроде "Газель под ОСАГО". Другими словами, эта самая "Газель" за определенную плату готова помочь вам инсценировать ДТП. Причем количество аварий мошенников нимало не смущает. Так, один "рекордсмен" за 2004 год успел принять участие в 43 ДТП.

Сознательное нанесение повреждений

Этот способ обычно применяют, когда вместо старой запчасти нужно приобрести новую, а денег на это нет. Например, помутневшую от времени фару. Перед окончанием срока действия полиса "Автокаско" некоторые страхователи сознательно разбивают фары, чтобы получить компенсацию. При этом многие не утруждают свою фантазию и часто инсценируют аварии, которых просто не могло произойти.

Завышенная компенсация

Особенность ОСАГО в том, что страховая компания может возместить ущерб только на основании отчета независимой оценочной комиссии. При этом оценщика должна назначить сама страховая компания. Пострадавший же должен заявить о страховом случае в 5-дневный срок и получить адрес экспертизы.

Суть мошенничества в том, что заявитель посылает извещение об аварии по почте, оставляя лишь свой почтовый адрес. Естественно, страховщик не успевает в пятидневный срок назначить экспертизу. После этого заявитель идет в любую независимую экспертизу, где ему за определенную мзду насчитывают сумму, в несколько раз превышающую реальную. С этим заключением он и приходит в страховую компанию, которая по закону обязана возместить ущерб. Правда, стоит учитывать, что после выплаты страховая компания может возбудить против недобросовестного клиента внутреннее расследование и внести его в черные списки, пишет газета.

Такие списки - это база данных, куда о вас заносят всю информацию. Последствия для недобросовестных клиентов бывают самыми разными. Компании обмениваются черными списками и в перспективе могут все отказаться иметь с вами дело. Также серьезные кадровые службы при приеме человека на работу поднимают черные списки страховых компаний, из-за чего могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Да и банки перед выдачей кредита могут проверить эти списки. Кроме того, к вашему страховому прошлому внимательно относятся визовые службы иностранных посольств, поэтому можно оказаться попросту невыездным, предупреждает издание.

Страхование задним числом

Это можно сделать только в том случае, если есть знакомый страховой агент. Говоря проще: попадаете в ДТП, звоните агенту и оформляете все документы с позавчерашним числом, а дальше все по обычной схеме.

Подстроенные аварии - подставы

Высшая квалификация для мошенника на дороге - это умение подставиться под удар дорогого автомобиля так, чтобы тот оказался виноват. Мошенники по подставам чаще всего работают в группах, ведь им необходим хороший адвокат, сложная техническая база, несколько "своих" сотрудников ГИБДД и многое другое.

После введения ОСАГО методы их работы в корне изменились. Теперь мошенники чаще стремятся получить деньги со страховой компании, нежели с человека. Для этого им нужно только одно: чтобы второй участник аварии признал себя виновным. А это при определенном психологическом давлении удается сделать без труда. Аварии по ОСАГО хороши для мошенников еще и тем, что эксперт на место не выезжает, а видит только правильно сфабрикованные документы.

У страховой компании есть два способа борьбы с ними. Можно уговорить второго участника, своего клиента, подать в суд либо же выплатить компенсацию и заниматься расследованием самостоятельно. Правда, прибегать к этой непростой процедуре можно лишь в том случае, если цель оправдывает средства, пишет газета.

В последние полгода возобновились случаи подстав с целью получить наличные со второго участника аварии. Правда, никто больше не размахивает битами, все делается очень тонко и зачастую даже культурно. Например, жертва на новом Volkswagen Golf четвертой модели, застрахованном от бампера до бампера, едет по МКАД. Вдруг перед ним резко тормозит BMW седьмой серии. Golf врезается в нее и разбивает задний бампер BMW. Из машины выходят три дорого одетых молодых человека и какое-то время переговариваются друг с другом и кому-то звонят, не обращая на водителя абсолютно никакого внимания. Затем, выдержав паузу, один из них подходит и спокойно говорит: "Надеюсь, вы понимаете что сделали. У вас есть возможность заплатить нам сегодня 4 тысячи долларов или же завтра, но уже 8 тысяч. Деньги свои мы получим в любом случае, у нас хорошие адвокаты".

Водитель-жертва представляет грядущие разборки и понимает, что платить все равно придется, ведь у мошенников скорее всего действительно есть адвокаты и свои люди в ГИБДД, пишет издание.

Каждая десятая страховая выплата идет в карман мошенникам

В одной только Москве, по статистике, каждый день происходит от 1100 до 1700 автомобильных аварий. Примерно каждое второе ДТП признается страховым случаем, то есть документы отправляются на выплату. Кроме того, специалисты говорят о тысячах автомобилей, которые владельцы утром обнаруживают поврежденными. Около 10% из них имеют полис "Автокаско". Путем несложных вычислений можно выяснить, что ежедневно в одной только Москве подается около 1100 заявлений на выплату. Если продолжить вычисления и согласиться с экспертами, что каждый десятый получатель - мошенник, то за год преступники получают от страховых компаний около 40 тысяч выплат, пишет "Версия".

В центральный московский офис крупной страховой компании ежедневно приходит более 400 заявлений на выплату. Получается, что за год этих заявлений поступает 146 тысяч. То есть мошенникам достаются 14 тысяч выплат только по одной страховой компании.

При этом за 2004 год по всей России было возбуждено 800 уголовных дел по статье "мошенничество". По сравнению с масштабами мошенничества - это просто ничто. На фоне того, что службы внутренней безопасности страховых компаний не имеют права вести оперативно-следственную деятельность, возникает вопрос: почему не борется с мошенниками государство?

Больше всего мошенники "зарабатывают" в США

В 2004 году немецкой полиции удалось разоблачить несколько организованных мошеннических группировок, специализировавшихся на подставах и угонах, каждая из которых насчитывала до тысячи человек.

Во Франции мошенники ежегодно "зарабатывают" около 1,5 млрд евро. В Канаде - 1,5-2 миллиарда долларов. Но самые фантастические доходы достаются мошенникам в США, где действуют 5 тысяч страховых компаний с суммой активов 41,8 триллиона долларов. Мошенникам достается приблизительно 100 млрд долларов в год. На долю автострахования приходится порядка десятой части этих сумм - около 10 миллиардов долларов. Если эту цифру сравнить с количеством населения, то получается, что каждая семья ежегодно выплачивает страховым аферистам 1 тысячу долларов, пишет издание.

Объем реального российского рынка автострахования специалисты оценивают всего в 1-1,5 миллиарда долларов. И хотя наши мошенники, так же как и американские, получают приблизительно каждую десятую страховую выплату, общий их "заработок" значительно меньше, пишет газета.

Страховые компании включают убытки в стоимость полисов

Парадоксально, но факт: к мошенникам граждане России относятся вполне лояльно. Возможно, в связи с обременительным для многих взносам на ОСАГО. Однако, как сказал заместитель генерального директора компании "Ресо-Гарантия" Игорь Иванов, сильно радоваться не стоит, ведь беднее страховые компании не становятся. Они просто включают убытки в страховые тарифы. Правда, в этом для них есть большой минус: повышение тарифов отнюдь не идет на пользу рейтингу страховщиков, пишет издание.

В любой крупной страховой компании работает целый отдел по борьбе с мошенниками, так называемое управление или служба расследования страховых случаев. Это несколько экспертов, все - бывшие сотрудники правоохранительных органов.

Всего оформлять ОСАГО имеют право чуть меньше 100 организаций. Мошенники предпочитают не "работать" ни с монстрами рынка, ни с маленькими компаниями, у которых на счету каждая копейка. В качестве мишеней они зачастую выбирают середнячков, которые уже наладили приличные доходы, но еще не успели обзавестись достойной охраной.

Smusmumrik 28-06-2005 14:24

Да это очень насущная проблема.Я вот работаю в страховой компании.У нас частенько бывают такие случае.Вот недавно пришла одна женщина от кокай-то фирмы.ну стали мы ее оформлять....И вот настала очередь осмотра,эксперт обнаружил.что при таких обстоятельствах при каких у нее было ДТП.Столько повреждений просто быть не могло.Мы сказали ей что документы примем,но отправим в Центральный офис с пометкой мошеничества.Она сразу раскричалась и тутже ушла.

Fath 29-06-2005 11:44

Гыы, я как раз вчера у кореша машину расколотил и очень рад, что страховка была, хотя гемору теперь... покатались, блин. (Извиняюсь за ОФФ)

Компании, заключающие договора об обязательном автостраховании, нередко становятся жертвами мошенников или изобретательных водителей, которым удается решить свои проблемы за счет страховых выплат. Этому способствует негативный опыт автолюбителей, которые столкнулись с непрофессиональной или недобросовестной работой страховщиков. Успешно организовывать подставные аварии для получения страховой компенсации помогают и законодательные нюансы, не до конца продуманные правила страхования, коррупция среди сотрудников ГИБДД. По сути, именно от документов, составленных автоинспектором на месте ДТП, во многом зависит возможность и величина выплат по страховому договору.

Кто и зачем организовывает аварии?

Инициаторами искусственно созданных дорожно-транспортных происшествий выступают сами автовладельцы и (или) мошенники-профессионалы, специализирующиеся на обмане страховых компаний. В качестве третьего участника может выступать сотрудник ГИБДД, выезжающий на место происшествия для составления протокола. Иногда используются подставные автомобили с повреждениями, родственники виновного в аварии водителя и другие лица. Целью подставных ДТП является:

  • Получение страховой выплаты при ДТП, которое признано нестраховым случаем;
  • Замена нетрезвого участника аварии до прибытия сотрудников автоинспекции;
  • Получение двойных выплат (от виновной стороны и от страховой компании);
  • Ремонт полученных ранее повреждений за счет страховых выплат;
  • Замена неисправных деталей за счет страховщиков;
  • Получение компенсации за угон по КАСКО и продажа машины по деталям.

Широко известна практика, когда выпивший водитель, попадая в аварию, вызывает родственника или друга, вписанного в страховой полис. Когда на место происшествия прибывает наряд автоинспекции, за рулем находится трезвый водитель, что позволяет считать аварию страховым случаем и требовать полного возмещения убытков по договору страхования. Заметить подмену достаточно сложно, особенно, если настоящий виновник успел в деталях изложить подставному лицу процесс ДТП, а сотрудник ГИБДД опрашивал стороны недостаточно подробно.

Распространенные схемы

Одной из наиболее распространенных схем фиктивных аварий является ремонт (замена) имеющихся повреждений за счет страховщика. Владелец страхует авто с повреждением, а при аварии фиксирует дефект как следствие удара. По аналогичному принципу ремонтируют авто и те, кто деформировал машину, а права на выплаты не имеет (вождение в нетрезвом виде, управление лицом, не внесенным в договор ОСАГО и др.). Прибегают к незаконным схемам и клиенты КАСКО. Когда срок договора истекает, владелец авто разбивает, например, переднюю фару, которая потускнела из-за длительного использования. Инцидент оформляется как ДТП, и владелец получает возмещение или установку новой фары за счет страховки.

Получение двойной выгоды также является одним из наиболее частых сценариев подставных аварий. Виновник и потерпевший мирно решают вопрос без оповещения ГИБДД. Пострадавшая сторона получает наличными компенсацию ущерба, а водитель, ставший причиной происшествия, уезжает. После этого потерпевший вызывает наряд автоинспекции и регистрирует ДТП, утверждая, что виновник скрылся с места происшествия. Владелец авто компенсирует свой ущерб в двойном размере. Существенную выгоду получают и мошенники, заявившие об угоне. По договору КАСКО может выплачиваться солидная компенсация, в некоторых случаях составляющая полную стоимость машины. Авто при этом распродается по запчастям или отправляется на переделку (меняются номера, цвет, опции, агрегаты и др.), а затем реализуется.

Ответственность за инсценировку

Закон «О страховании» разрешает страховщикам заниматься расследованием аварии, запрашивать необходимые сведения в медучреждениях, ГИБДД, следственных отделах, банках. Вопросами возможной фиктивности ДТП в больших страховых компаниях занимаются специальные управления или отделы, специализирующиеся по борьбе с автомошенниками. Сотрудники таких отделов - в прошлом инспекторы ГИБДД, аварийные комиссары, следователи из полиции. Сомнительные случаи расследуются с особой тщательностью: перепроверяются показания свидетелей и сторон, тщательно анализируются детали аварии. Любое несоответствие может стать толчком к раскрытию подлинной картины преступления.

Если мошенничество доказано, то виновные не просто лишаются выплат по страховке. Компании, как правило, передают дело в суд, где выносится решение о наказании виновного на основании статьи 159.5 Уголовного кодекса. Статья предусматривает штраф (до 120 000 рублей или годовой доход виновного лица), исправительные работы до одного года, арест на 4 месяца, лишение свободы (до 2 лет). Приговор зависит от тяжести преступления, количества участников преступной группы, их должностей и других деталей дела.

Страховое мошенничество
берёт начало... в ГИБДД?

Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств привело к существенному росту страхового мошенничества, связанного с фальсификацией ДТП с целью незаконного получения денежных средств за несуществующую аварию.

Подобный сравнительно новый вид мошенничества стал неотъемлемым спутником динамично развивающегося рынка страховых услуг. При этом имитация ДТП может быть связана не только с ложным страховым случаем по ОСАГО, но и по другим видам страхования, например, по КАСКО, выплаты по которому могут достигать нескольких тысяч, а то и десятков тысяч долларов.

Как правило, такого рода хищения денежных средств у страховых компаний осуществляются группой лиц, в которую могут входить в том числе и сотрудники самих страховых компаний, эксперты-оценщики, а также руководители автосервисов. При этом имитировать страховой случай без "своих" сотрудников ГИБДД невозможно, поскольку несуществующее ДТП необходимо документально оформить. Таким образом, нередко истоки преступления берут начало в... ГАИ. Так, в ходе расследования ряда уголовных дел прокуратурой Республики Башкортостан, было выявлено немало таких милиционеров-мошенников. Причём активно участвовали в подобной преступной деятельности как рядовые "оборотни", так и средний руководящий состав.

Фальсифицикация ДТП: "режиссёры" и "актёры"

Рассмотрим общую схему мошенничества, связанного с автострахованием. ДТП фальсифицируется следующим образом. Подбираются автомобили, имеющие повреждения от других аварий и выставляются на место ложного ДТП. Затем составляется схема ДТП, подписывается понятыми и водителями, которые претендуют на определённую долю украденных денег. При этом производится фотографирование места ДТП и повреждённых автомобилей и выполняется ряд других процедур. То есть, выражаясь словами криминалистов, строится полная модель несуществующей аварии.

Однако жулики в погонах не всегда утруждают себя театральными постановками, прибегая к другому, совсем наглому варианту (по данным прокуратуры, наиболее распространённому), когда инспектор ГИБДД просто придумывает ДТП, не выходя из своего кабинета, составляет фальшивую схему ДТП, оформляет другие необходимые документы. При этом понятые могут быть либо взяты из головы, либо быть знакомыми инспектора. Также могут быть подобраны лица, у которых машины вообще не имели повреждений, но они согласились отдать документы для оформления по этим документам липовой аварии. При этом сотрудник ГИБДД, оформивший несуществующее ДТП, может быть как инициатором преступления (лидером преступной группы), так и рядовым исполнителем, получая за это определённую фиксированную сумму.

Далее все эти сфабрикованные документы направляются в отдел дознания и административной практики, где должностное лицо ГИБДД на основании представленных материалов выносит соответствующее постановление по делу об административном правонарушении, порой даже и не догадываясь, что представленные документы - фальшивка.

После завершения наиболее сложного этапа мошенничества - фальсификации самого факта ДТП - документы передаются в экспертную организацию для оценки стоимости восстановительного ремонта. Если эксперт-оценщик находится в сговоре с мошенниками, то он составляет липовое заключение о наличии повреждений автомобиля, при этом завышая величину ущерба. Фотографии к ложному отчёту эксперта выполняются путём подбора автомобиля необходимой модели такого же цвета, а госномера прикручиваются от машины, зафиксированной в протоколе. А бывает так, что эксперт-оценщик, не связанный с преступниками, может и не догадываться о мошеннических замыслах лиц, обратившихся в экспертную организацию, не предполагая, что представленный на осмотр автомобиль уже проходил экспертизу в другой организации и ущерб потерпевшему по данной аварии уже возмещён.

Следующий этап - обращение в страховую компанию за получением денег по ложному страховому случаю. При этом практика расследования уголовных дел прокуратурой показала, что в преступной деятельности часто участвует и сотрудник страховой компании, что существенно облегчает реализацию мошеннических планов. Более того, сотрудники региональных представительств страховых компаний могут похищать по рассмотренной схеме деньги из своего головного офиса, находящегося, как правило в Москве, что затрудняет выявление подобных страховых манипуляций в другом регионе.

Как разоблачить страховых аферистов

Обратимся к материалам прокуратуры и методам выявления случаев страхового мошенничества, применяемым на практике сотрудниками прокуратуры. Так, следователь по особо важным делам прокуратуры Республики Башкортостан А.Халиков отмечает, "что выявить подобные хищения весьма непросто, поскольку члены преступной группы могут не знать друг друга, выполняя только свою функцию, независимо от других... Следует отметить, что сообщения о ДТП фиксируются на магнитных записях в дежурных частях милиции и во всех регистрационных журналах сообщений о происшествиях. Для выявления преступлений следует провести анализ этих записей, а также проанализировать компьютерный учёт ДТП в отдельно взятом регионе. Если одни и те же лица или машины часто попадают в автоаварии, то это должно вызвать подозрения. Другой способ выявления - анализ всей информационной базы крупных страховых компаний в регионе с целью установления одних и тех же машин или лиц, которым возмещаются страховые суммы.

В этом случае могут быть выявлены одни и те же эксперты или инспекторы ДПС, оформляющие документацию. При выявлении подложных фактов ДТП также хорошо себя зарекомендовала инженерно-техническая прочностная экспертиза (ИТПЭ). Результатом ИТПЭ являются расчётная форма деформированной конструкции. Это даёт возможность проверить соответствие деформации данных автомобилей обстоятельствам ДТП, указанным в административных протоколах и пояснениях участников ДТП. Для проведения такой экспертизы достаточно наличия качественных фотографий повреждённых автомобилей.

При расследовании подобных преступлений необходимо допросить водителей, которые якобы участвовали в подложной аварии. Здесь требуется тактика допроса, связанная с уточнением всех подробностей ДТП, когда станет видно, что показания водителей не только отражают разные фактические обстоятельства, но и противоречат друг другу. Имеют значение и показания о том, что происходило после ДТП, кто и как вызвал ГИБДД, а также о других обстоятельствах происшествия. Необходимо также вызвать для дачи пояснений сотрудников ГИБДД, которые, скорее всего, будут ссылаться на "забывчивость", поскольку таких ДТП много, или просто будут утверждать, что вся схема ДТП соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Необходимо отметить, что сотрудники милиции, составляющие фальсифицированные акты об автомобильных авариях, нередко выполняют указания своего руководства, о которых они предпочитают не говорить, а всю ответственность берут на себя.

После комплекса оперативных мероприятий следует определить активных участников преступной группы и решить вопрос об их задержании".

К счастью, в нашем автомобильном регионе, перенасыщенном страховыми компаниями, мошеннничество в сфере автострахования не приобрело широких масштабов, по крайней мере, мы с вами не видели ярких репортажей о разоблачении организованных преступных групп, специализирующихся в этой области. Или, может быть, автомошенники Янтарного края более искусны и кража денег осуществляется внутри страховых компаний, когда некоторые их сотрудники водят за нос своих коллег, сидящих за соседним столом? В то же время в нашем регионе нередки случаи злоупотреблений страховщиков, связанные с необоснованными задержками страховых выплат и обусловленные якобы необходимостью дополнительных проверок обстоятельств наступления страхового случая в связи с предположениями о возможных мошеннических действиях. При этом какие-либо серьёзные признаки преступления отсутствуют и нет обращений в правоохранительные органы. Таким образом, под надуманным предлогом нарушаются законные права потерпевших.