Бизнес на службе Рейха. Как компания «Бош» помогала ковать тевтонскую мощь. Где собирают стиральные машины Bosch Личная и общественная жизнь

Роберт Бош (Robert Bosch): «Я всегда действовал в соответствии с принципом - лучше потерять деньги, чем доверие. Нерушимость моих обещаний, вера в качество моих товаров и в мое слово всегда были для меня важнее, чем сиюминутная выгода».


Роберт Август Бош (Robert Bosch) родился 23 сентября 1861 года в городе Альбек около Ульма. Отец Роберта Боша был зажиточным крестьянином. Он мечтал о том, что сын станет священником, аптекарем или учителем. Но тот всегда обожал мастерить. Не случайно, основанная им впоследствии компания получила на

звание «Мастерская точной механики».

Роберт Бош был не только вдохновителем и основателем знаменитого предприятия, но и одним из пионеров индустриального развития. Его требовательность к качеству изобретений и продукции фирмы всегда имела целью удовлетворение повседневных нужд и потребностей люде

й. Всю свою долгую жизнь (1861-1942) Бош исповедовал главенство практики над теорией. Назвав компанию своим именем, Роберт Бош воплотил в ней созданные им ценности, актуальные и в настоящее время. Девизом своей фирмы он сделал слова: «Лучше потерять деньги, чем доверие».

Роберт БошВ то время элек

тротехника находилась в зачаточном состоянии и знаменитый сегодня концерн начинался с небольших мастерских, но к началу Первой мировой войны Роберт Бош был уже одним из самых успешных предпринимателей в Германии, чей годовой доход оценивался в четыре миллиона марок.

Успех для него значил не тольк

о экономическое развитие, но и улучшение условий для жизни и работы. Бош развивал принципы, актуальные в настоящее время и дающие правильное направление для развития будущего. Взгляды Боша на организацию производства во многом опережали свое время: еще в 1906 он ввел на своих предприятиях восьмичасо

вой рабочий день, был горячим сторонником свободы торговли, производственного арбитража.

На протяжении всей своей жизни Роберт Бош искренне верил в то, что успех в бизнесе основывается на доверии партнеров и высоком качестве продукции. С его, на первый взгляд, простыми девизами: «Продавать лучшее

из лучшего», «Удовольствие Ваших партнеров по бизнесу намного важнее минутной выгоды» - Роберт Бош превратил свой небольшой цех в бизнес мирового уровня.

Бош, РобертСегодня, как и прежде, предприятия с маркой изобретателя Bosch стремятся выпускать практичную технику. Фирма продолжает создавать н

адежные и долговечные машины, которые облегчают жизнь людям, использующим их в быту. Однако завоёвывать и оправдывать доверие клиентов означает в наше время все же несколько большее, поэтому мы акцентируем наше внимание на бережном обращении с экологией и природными ресурсами. Это стало сегодня цель

Сегодня «Bosch» входит в число самых известных брендов в мире. Но трудно представить себе, сколько пришлось пережить Роберту Бошу, чтобы в эти дни мы могли пользоваться его товарами. Стоит только упомянуть, что на долю империи Боша выпали обе мировые войны.

Роберт Бош родился 23 сентября 1861 года в немецком городе Альбек и был одиннадцатым ребенком в семье швабских землевладельцев. Предпринимательскую жилку он унаследовал от родителя. Его отец, Серватиус Бош, владел гостиницей с гордым названием «Корона», включавшей пивоварню и обширные земельные угодья. Отец в свое время настоял на том, чтобы Роберт закончил местную техническую школу.

В 1879 г. восемнадцатилетний юноша окончил курс обучения точной механике и уехал в Кельн, где поступил работать медеплавильщиком на предприятие своего брата Карла Боша. Но работа в горячем цеху пришлась не по нраву Роберту, поэтому уже через нес-колько месяцев он бросил это занятие и отправился на поиски более подходящего дела. За шесть лет Роберт Бош успел поработать на многих немецких предприятиях, в основном связанных с производством электротехники, и даже немного поучился на отделении электротехники Штутгартского университета.

Изыскания молодого техника продолжились в Нью-Йорке, где Роберт работал в компаниях Бергмана и Эдисона. Несколько лет спустя, двадцатидвухлетний техник уезжал из Америки со смешанным чувством восхищения передовыми методами производства и возмущения условиями труда персонала. Напоследок попытав счастья в Лондоне у братьев Сименс, Роберт Бош вернулся на родину с твердым намерением основать собственное предприятие.

15 ноября 1886 г. Роберт Бош получил официальное разрешение на открытие собственной фирмы в Штутгарте, получившей название «Мастерская точной механики и электротехники». Первоначальный штат фирмы состоял из одного механика и одного подмастерья, а уставной капитал в 10 000 немецких марок был взят из отцовского наследства.

Не мало испытаний пережила компания в первые годы своего существования. Первое время она занималась ремонтом телефонов, печатных машинок и фотоаппаратов. Заказов не хватало, и Роберт лично ездил на велосипеде к клиентам, принимаясь за ремонт самых пустяшных приборов. Постепенно круг клиентов расширялся, увеличивалось и число наемных рабочих. Но это не могло спасти предприятие от экономического кризиса, охватившего Старый и Новый Свет в начале 90-х годов позапрошлого века. Компания едва не обанкротилась. Чтобы сократить расходы, Роберт Бош оставил на работе только троих из 25 рабочих, а для пополнения оборотных средств занял деньги в банке под поручительство своих родственников. И если бы не контракт с властями Штутгарта, затеявшими электрификацию города в середине 1890-х, неизвестно, долго ли еще просуществовала бы компания Боша.

С окончанием кризиса начались новые изыскания Боша, на этот раз его интерес привлек автомобиль. Успех фирмы «Bosch» неразрывно связан с изобретением магнето - устройства для воспламенения воздушно-топливной смеси в двигателях внутреннего сгорания. Его стилизованное изображение до сих пор украшает логотип компании. В 1897 году англичанин Фредерик Симмс, владелец компании «Daimler Motor Company» обратился к Бошу с просьбой усовершенствовать систему зажигания с магнето для выпускаемых им автомобилей. До сих пор на его автомобилях использовалась система зажигания при помощи запальной трубки или от батарей. Но запальная трубка ежеминутно грозила пожаром, а батарейная система не могла обеспечить достаточной продолжительности поездки.

В те времена магнето, с помощью которого производилось безопасное зажигание в течение длительного времени, из-за своих габаритов устанавливались только на стационарные силовые установки. Бош усовершенствовал конструкцию магнето, сделал его более мощным и компактным, и к 1897 году 55% дохода компании приносила именно продажа нового магнето Боша. Кульминацией признания магнето «Bosch» стала победа француза Марселя Рено в гонке Париж-Вена в 1902 г. на автомобиле 14 CV, оснащенном уже значительно усовершенствованной системой зажигания - высоковольтное магнето совместно со свечами зажигания впервые позволило создать высокооборотистый двигатель.

Новые перспективы, открывшиеся после удачного эксперимента с установкой магнето на машины Фредерика Симмса, подвигли молодого предпринимателя к открытию представительств за пределами Германии. Однако вскоре после организации совместного предприятия с Симмсом в Лондоне, Бош обнаружил, что его английский компаньон вместо того, чтобы заказывать системы зажигания в Штутгарте, принялся тайком производить их под маркой «Simms-Bosh». В результате, разорвав в 1906-1907 гг. все отношения с Симмсом, Роберт Бош самостоятельно занялся производством и продвижением своих систем зажигания в Великобритании, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии и Америке.

Поставки систем зажигания «Bosсh» коренным образом отразились на развитии американского автомобилестроения, так как большинство тамошних производителей использовали их в своих авто. Несмотря на это, американские власти, защищая отечественного товаропроизводителя, взвинтили ввозные таможенные пошлины до 45%, сделав тем самым магнето «Bosch» неконкурентоспособными. Благодаря открытию завода в Спрингфилде, «Bosch» смог обойти заградительные экономические барьеры. К началу Первой мировой войны компания насчитывала уже 33 подразделения по всему миру, а ее оборот достиг почти 27 миллионов немецких марок.

Первая мировая война нанесла сокрушающий удар по бизнесу Боша, отрезав его от мирового рынка. Все патенты на изобретения бесплатно использовались победившими союзниками, что одним махом лишило компанию более половины ее активов. Имущество «Bosсh» за границей было конфисковано. Но наибольший ущерб был нанесен репутации компании, под именем которой американцы продолжали выпускать некачественную продукцию. После войны они даже попытались через суд запретить фирме «Bosch» использование ее собственной торговой марки на территории США. Несколько лет длились судебные слушания, после чего компания с целью защиты собственной торговой марки стала использовать официально зарегистрированный фирменный логотип и надпись «Германия».

В середине 1925 года компания «Bosсh» организовала конвейерную сборку магнето и свечей зажигания: удешевление автомобилей и усиление конкуренции требовали более дешевых компонентов и узлов. Тем не менее магнето «Bosсh» оставалось достаточно дорогим. Например, в начале 30-х магнето для автомобиля средних размеров стоило 200 рейхсмарок - две зарплаты рабочего «Bosсh» и 10% стоимости небольшого автомобиля. Поэтому компания продолжила изыскания, разработав более дешевую систему - батарейное зажигание, принцип которого используется в автомобилестроении до сих пор.

1926 год ознаменовался первым кризисом автомобильных продаж и, соответственно, производства - рынок был близок к насыщению. Поэтому компания решила вновь обратиться к инновациям. Несмотря на почти монопольное положение в поставках систем зажигания, Бош не хотел ставить успех фирмы в жесткую зависимость от одного вида продукции. На случай, если появится новый тип двигателя или системы зажигания, предприятие Роберта Боша приступило к разработке электрических аксессуаров для автомобилей. В ассортименте компании появились системы, включавшие в себя электрические фары, аккумуляторную батарею и генератор для ее подзарядки. На рынке, где превалировали ацетиленовые фары, довольно неудобные и опасные в эксплуатации, такой товар был обречен на успех.

Далее Бош решил диверсифицировать свой бизнес, чтобы превратиться из поставщика автомобильных комплектующих в мультинационального производителя электрического оборудования. Частично эта политика реализовывалась за счет собственных разработок электроинструментов и бытовой техники, а частично - за счет покупки новых подразделений корпорации. Так, например, были куплены перспективные компании «Junkers» (изготовление газовых нагревательных колонок для воды), «Idealwerke» и «Bauer» (производство кинопроекторов).

В 1938 году американское и немецкое отделения компании слились воедино как «American Bosсh Corporation» (ABC). Однако успех был недолгим. Уже через три года собственность «Bosсh» снова была реквизирована американскими властями после вступления США во Вторую Мировую войну. Неудивительно, что Роберт Бош недолюбливал Гитлера. «Я слишком стар, чтобы притворяться», - говаривал 72-летний предприниматель, когда нацисты пришли к власти. Сам он скрывал по подложным документам у себя на заводах евреев, которым грозила газовая камера. А его советник по экономическим вопросам Карл Герделер на деньги компании организовывал подпольные группы сопротивления и участвовал в организации заговора против Гитлера.

Бош скончался в 1942 году в Штутгарте на 81-м году жизни. В своём завещании он указал направить дивиденды от акций его компании на благотворительные цели. И наследники передали свои доли в «Robert Bosch GmbH» - благотворительный фонд, основанный Бошем ещё при жизни и позднее названный его именем.

После смерти Боша его компанию возглавил Ханс Вальс, который достойно продолжил дело Боша. На его долю выпала необходимость уже второго по счету восстановления компании буквально из руин. И удалось это Вальсу во многом благодаря тщательной заботе Боша о репутации компании еще при жизни.

С тех пор немало полезных вещей явилось миру благодаря разработчикам «Bosсh». Компании принадлежит первенство в изготовлении электрической машинки для стрижки волос, электродрели и многого другого. Сегодня фирма «Robert Bosch GmbH» является одним из крупнейших немецких промышленных концернов. Работает фирма в четырех областях: автомобильное оборудование, техника связи, бытовая техника и средства производства. 250 тысяч сотрудников во всем мире неустанно трудятся над тем, чтобы «Bosch», как и прежде, оставалась лидером инноваций во всем мире. Вот как сумела разрастить «мастерская» Боша за прошедшие 2 века. А между тем 92% уставного капитала компании принадлежит Фонду имени Роберта Боша, основная цель которого - благотворительная работа. Оставшиеся 8% - в распоряжении наследников.

В борьбе за социальную справедливость
Роберт Бош, во времена своей молодости хлебнувший «счастья» наемного работника, навсегда остался верен стремлению к социальной справедливости. В 1894 году, через восемь лет после основания, рабочий день на предприятии был сокращен с 10 до 9 часов, а с 1906 г. был введен восьмичасовой рабочий день с двухчасовым перерывом на обед. С учетом того, что суббота была рабочим днем, рабочая неделя длилась 48 часов. Это было явлением по тем временам из ряда вон выходящим - две трети немецких заводов использовали наемный труд от 57 до 60 часов в неделю. С 1910 года, помимо сокращенного рабочего дня по субботам, сотрудники компании Боша получали материальную компенсацию во время отпуска. А в 1927 году был основан прообраз нынешних пенсионных фондов «Bosсh-Hilfe» (с немецкого - Бош-помощь) для пожилых кадров.

Принципы заложенные когда-то Бошем живы в компании до сих пор. Многочисленные социальные программы и высокие заработки знакомы сегодня каждому сотруднику компании, единственное условие - неустанная работа на инновации.

Рано или поздно практически перед каждым человеком встает проблема замены или покупки нового холодильника. Какой лучше взять: наш/белорусский подешевле или немецкий/японский подороже? А если не наш, то стоит ли переплачивать за европейскую сборку или можно купить немецкую марку отечественной сборки? И в чем вообще различия в холодильниках различных сборок?
Сегодня попробуем ответить на некоторые из этих вопросов, посетив завод ООО «БСХ Бытовые Приборы» в Стрельне, собирающий холодильники марки Bosch.

01.
Завод располагается в питерской Стрельне, вдалеке от местных промышленных гигантов и в то же время вблизи от порта. Такое месторасположение дает некоторую свободу в подборе рабочего персонала и облегчает логистику.

02.
Возьмем быка за рога и пройдем сразу в цеха.
На заводе не отверточная сборка, а полный производственный цикл. На 50% эти холодильники состоят из отечественных комплектующих. Почему только на 50, спросите вы? Все дело в жестком отборе поставщиков. Они должны удовлетворять международным требованиям компании. Т.е. поставщик, к примеру, металла для корпуса должен предоставлять точно такой же материал, что и поставщик в Германии и чисто теоретически они могут друг друга заменять.

03.
Если театр начинается с вешалки, то завод начинается с проходной. В среднем, на территории завода фура находится два часа. Это оформление бумаг, подача машины, разгрузка материала или погрузка готовой продукции.

04.
А холодильники начинаются с гранулята.Вот эта пыль ABS через несколько минут превратится сначала в листы пластика, а потом в формованные камеры холодильников и морозильников.

05.
Листы изготавливаются на экструзионной линии. Этакий прокатный стан для пластика.

07.
Термоформовочная машина это такая огромная горячая штуковина. С одной стороны в нее подаются листы пластика, а с другой выходят уже готовые корпуса камер. Лист предварительно нагревается, а потом, «пшшшш», принимает нужную форму.

08.
В правом верхнем углу готовая камера выползает из термоформовочной машины, далее она обрезается под точные размеры на гильотине, а потом поступает на дальнейшую сборку.

09.
Отличительной особенностью этого пластика является то, что все обрезки поступают в измельчитель и используются повторно. Как вы понимаете, с утилизацией после завершения срока службы так же проблем нет. Кроме того, этот пластик не пахнет и не желтеет от времени, идеально для деталей, контактирующих с пищей.
Несколько камер из партии отбирается для контроля качества. Образцы расчерчиваются по специальной карте по зонам и в каждой зоне происходит замер толщины пластика и качества литья.

10.
Тут мы подошли к секретному роботу, собирающему испарители. Смотреть на его работу можно бесконечно, а вот показывать пока что нельзя. Суть в том, что оклеенную металлизированным материалом камеру берет «рука» робота и равномерно обматывает ее трубкой, в которой позже будет находится хладагент. Получается вот такая деталь.

11.
На длинном конвейере происходит предварительная сборка холодильников. Операций очень много и обо всех рассказывать смысла нет.

12.
Белые коробочки обрастают трубками. Все соединения пропаиваются. Этот способ соединения обеспечивает наилучшую герметизацию, так как используемый хладагент очень летуч, его молекулы намного меньше молекул воздуха.

13.
Еще один сложный и важный процесс — запенивание корпуса холодильника изолирующей массой. Корпус помещается в пресс-форму, в которую под давлением подается технологическая пена. Пена, кстати, смешивается тут же.

14.
Очень интересно смотреть, как автомат подачи раствора ездит вдоль восьми постов и по установленной программой очереди останавливается напротив одного из них, выдвигается вглубь, подсоединяется к камере и заливает раствор. Чем-то напоминает кадры из «Матрицы».

15.
Процесс термоизоляции довольно долог и использование восьми постов для запенивания позволяет использовать машину в одном ритме со всем производством и не тормозить конвейер.

16.
Если вы забыли, в каком городе находитесь, небольшие детали напомнят Привет Боярскому, тысяча чертей!

17.
Еще до запенивания корпуса обкладываются специальной фольгированной бумагой и облицовываются металлическими стенками корпуса. Постепенно холодильник принимает привычный нам облик, правда, пока что без задней стенки и дверей.

18.
Двери собираются на параллельной линии конвейера. Технология почти что такая же. Из пластика формируется внутренняя стенка, которая соединяется с внешней металлической. Металлообработка находится в этой же линии.

19.
Дверцы так же запениваются термоизолирующей пеной. На верхней створке машины закреплены двери для запенивания, а снизу рабочие забирают уже готовые. Через пару секунд створки сомкнутся и двери запенятся.

20.
Hand made.

21.
На дверцы монтируются рамки уплотнителя.

22.
Резиновый уплотнитель делается тоже из гранулята и обрезки так же поступают в повторную обработку. Из машины выходит бесконечная полоса уплотнителя, которая режется на части определенного размера. В уплотнитель вставляется магнитная лента (именно поэтому дверцы холодильника плотно прилегают с корпусу и герметичны) и спаиваются в рамки.

23.
Вернемся к корпусам на финальную стадию сборки. Тут встречаются все детали — корпуса, двери, внутренние полки, элементы управления и компрессоры.

24.
Собирается задняя стенка. Форма решетки конденсатора не вертикальная, как у большинства холодильников, а горизонтальная. Таким образом увеличивается охлаждающая поверхность и снижаются затраты на преодоление хладагентом гравитации, а это увеличивает энергоэффективность и уменьшает нагрузки на компрессор.

25.
Кстати, компрессоры — одна из немногих импортируемых деталей. Уже несколько лет Bosch пытается подтянуть одного известного производителя холодильных компрессоров до своих стандартов, но пока что безрезультатно. Таким образом получается, что применяя жесткий отбор поставщиков комплектующих, концерн работает не только на свою репутацию и надежность, но и на благо других потребителей этих комплектующих. Ведь если, допустим, тот же производитель компрессоров дотянет качество своей продукции до требований Bosch, то выиграют в качестве и другие заводы по производству холодильников, использующие эти компрессоры.

26.
Осталось совсем немного и холодильник будет готов к последней операции — заправке хладагентом.

27.
Установка электронной начинки. Блоки и панели управления тоже зарубежного производства.

28.
Последний пост — из контура откачивается воздух и создается вакуум, а потом туда закачивается хладагент.

29.
Трубки завальцовываются и запаиваются. Все, холодильник готов!

30.
Но это не значит, что его сейчас упакуют и отправят на склад. Начинается один из самых больших участков производства — зона контроля качества. Каждый холодильник проходит через этот участок. Происходит визуальный осмотр, проверка герметичности камер и контуров.

31.
Пост проверки электробезопасности. На электрическую схему холодильника кратковременно подается напряжение в 1700 V. Этакая репетиция отгорания нуля в подъездном стояке. Конечно же, холодильники должны это испытание выдержать, и конечно же не должно быть пробоев на корпус.

32.
Примерно 8-10% продукции попадает на второй этаж, в зону AWP. Тут специалисты департамента управления качеством проводят тестирования холодильников, которые могут продолжаться до 24-х часов.

33.
Проводится полноценный тест работы холодильника: замеряется время охлаждения камер, потребляемая мощность, время сохранения холода после отключения и другие параметры.

34.
Но самым главным тестом является тест на магниты. Выдержит ли дверца массу магнитов? Не прогнуться ли петли? Как магнитное поле повлияет на продукты внутри и не ослабнут ли из-за противофазы магнитные ленты в уплотнителях дверей?

35.
Конечно, это шутка. Заключительным этапом является процесс упаковки. Это ответственный этап — холодильники расходятся по всей территории СНГ и зачастую условия перевозки оставляют желать лучшего. Там же каждый холодильник получает индивидуальную маркировку — штрих-код.

36.
Упаковочный автомат натягивает на коробку плотный полиэтиленовый пакет, холодильник заносится в базу и уезжает на склад.

37.
Склад находится в огромном соседнем помещении. Коробки разгружаются на транспортеры, проходят через ворота автоматической регистрации и распределяются в группы для последующего хранения.

38.
Погрузчик одновременно может взять двенадцать холодильников.

39.
Информация о местонахождении каждого холодильника заносится в базу. Найти его потом не составит труда.

40.
Говорят, работники склада отличаются особой неторопливостью и флегматичностью.

41.
Еще бы. Своей бескрайностью склад напоминает библиотеку Незримого Университета из произведений Пратчетта.

42.
Отсюда же производится отгрузка партий холодильников. Обратите внимание: упаковка позволяет безболезненно класть верхний ряд на заднюю сторону коробки.

43.
Процесс погрузки стандартной фуры занимает примерно двадцать минут. В среднем, со склада уходит 40-60 фур в день. Завод покрывает потребности всей территории СНГ.

44.
Я уже достаточно подробно рассказал про контроль качества, но это проверка уже готовой продукции. А как планируется этот уровень качества? Ведь мало отследить исполнение, надо еще и грамотно заложить это качество на уровне разработки продукта.

45.
Это отдел контроля качества. В специальных помещениях тут создаются экстремальные условия для работы. В широком диапазоне изменяется температура окружающей среды и влажность. В тот момент в камере была температура в 43 градуса. Несколько холодильников работали в различных режимах, один даже с открытыми дверцами.

46.
А в этой звукоизолированной камере замеряется уровень шума работающего холодильника. Специальные экраны из оргалита направляют звуковую волну в сторону вращающегося на штативе микрофона.

47.
Этот холодильник специально роняли и замеряли изменение геометрии. Как и в хорошем автомобиле, после краш-теста дверь должна открываться. А то вдруг человек останется без еды?

48.
Предыдущий холодильник роняли с большой высоты и без упаковки. Упаковка так же проходит несколько жестких тестов. Например, падение с высоты пятнадцати сантиметров на угол.

49.
Или полчаса на вибростенде, изображающим российские дороги. Тяжелый холодильник подпрыгивает как мячик для пинг-понга. Или боковой удар об стенку, имитирующий перевозку в железнодорожном вагоне.
После всех этих издевательств холодильник распаковывается и тщательно изучается на предмет повреждений. Упаковка так же исследуется.

50.
Проходят испытания и все подвижные части, как то полки, выдвижные ящики, двери, петли и ручки. К примеру, эта дверь откроется 20000 раз, а ящик выдвинется 40000 раз.

51.
Мы уже выяснили, что российская сборка от европейской ни качеством комплектующих, ни качеством монтажа не отличается. Так есть ли отличия вообще? Чтобы выяснить это, пойдем в гости к инженерам. На производстве в Стрельне работают как российские специалисты, так и приглашенные, по-русски говоря, экспаты. Такая схема позволяет обмениваться опытом и обучаться прямо на производстве, в процессе. Интересно, что обмен опытом происходит обоюдно, нашим специалистам тоже есть, чем удивить коллег.
Так вот, все новые модели холодильников проходят тщательное изучение и адаптацию под реалии бывшего Советского Союза. К примеру, в Европе нет проблем со скачками электричества, более щадящий климат, в конце концов, не надо хранить пятилитровую кастрюлю борща и трехлитровые банки. А у нас все эти особенности надо учитывать еще до начала производства.

52.
К тому же, чаще всего кухня для нас это не только место приготовления и приема пищи, а место для посиделок и своего рода гостиная. Соответственно, и к дизайну надо подходить немного с другой стороны. Сейчас Bosch выпускает интересную золотую серию четырех цветов (шоколад, карамель, ваниль, молоко). Говорят, эти холодильники должны органично вписаться в любую кухню. Выглядят они и правда красиво.

53.
Ну что ж, теперь я знаю, что при покупке холодильника марка играет не самую последнюю роль. В первую очередь, это гарантия качества. И покупая «фирменный» холодильник совершенно не обязательно переплачивать за европейскую сборку. Скорее всего, модель будет не адаптирована для России. Согласитесь, будет обидно купить прибор в полтора раза дороже российской сборки и потерять его при первом же скачке напряжения или лишиться возможности хранить в нем крынку молока от любимой бабушки.
Хочу сказать большое спасибо ООО «БСХ Бытовые Приборы» за возможность съемки и лично Антону Рассадину за интереснейший рассказ.

Роберт Бош (Robert Bosch) (23 сентября 1861 — 12 марта 1942) выдающийся немецкий изобретатель и инженер, основатель всемирно известной компании Robert Bosch GmbH, специализирующейся на поставках технологий и услуг для автомобильной промышленности, а так же для строительства, упаковки, производства промышленного оборудования и потребительских товаров.

Роберт Бош (Robert Bosch)

Ранняя жизнь

Роберт Бош родился в семье зажиточного крестьянина Сервациуса Боша и был одиннадцатым из двенадцати детей в семье. Семья жила в городе Альбек, недалеко от Ульма, Германия. Отец Роберта владел отдельным участком земли и собственной пивоварней, в своих кругах он считался человеком достаточно образованным и начитанным. В мечтах отец видел Роберта священником, аптекарем или учителем, но тот с юных лет очень любил мастерить.

Весной 1869 года семья перебралась в Ульм, Там с 1869 по 1875 годы Роберт Бош учится в Ульмской школе, а закончив ее устраиваться на работу помощником мастера. C начала октября 1881 года в течении года Бош проходит службу в 13-м инженерном батальоне и заканчивает ее в статусе унтер-офицера. В 1894 году Роберт посещает лекции в Высшей технической школе в Штутгарте.

Основание компании Robert Bosch GmbH

15 ноября 1886 года в Штутгарте, Роберт Бош открыл собственную фирму, которую назвал «Мастерская точной механики и электротехники». В первые годы существования бизнеса почти вся прибыль уходила на закупку нового оборудования. В это время основной деятельностью фирмы является производство электрического оборудования, но Бош не отказывался и нередко брался за непрофильные заказы.

В 1887 году фирма, по заказу одного из клиентов разрабатывает систему зажигания от магнето для газового двигателя. Однако первый образец получается не слишком удачным и не подходит для повседневного использования. После нескольких месяцев доработок компании удалось устранить все проблемы, и количество заказов резко возросло, к началу 1890-х годов на зажигания от магнето приходилось уже более половины заказов компании.

В 1897 году поступает заказ от компании «Даймлер» по адаптации зажигания от магнето для применения его на двигателе для транспортного средства. Компания Роберта Боша успешно справляется с поставленной задачей, решив одну из главных технических проблем начала автомобилестроения. В 1902 ученик Боша, разработал новую систему зажигания от магнето высокого напряжения, где искра возникала между электродами свечи зажигания. Эта система сделала применение зажигание от магнето более универсальным.

Развитие компании


В начале 20-го века компания Роберта Боша начала свое расширение, сначала в Великобритании, а затем в других странах Европы. В 1910 году в штате Массачусетс, строиться первый завод компании на территории США, а 1914 году компания открывает еще один завод, в штате Нью-Йорк. Кроме того, компания открыла свои представительства в Южной Америке, Азии, Африке и Австралии. Благодаря активной деятельности на внешних рынках 88% продукции компании к 1913 году продавалось за территорией Германии. Все это сделало Роберта Боша одним из самых богатых немецких промышленников.

Личная и общественная жизнь

Роберт Бош был дважды женат. Первой женой была Анна Кайзер, их свадьба состоялась 10 октября 1887 года. В первом браке было трое детей. Второй раз он женился в 1927 году на Маргарете Венц, в этом браке у Боша было двое детей. Он с удовольствие занимался сельским хозяйством на собственной ферме расположенной к югу от Мюнхена. Кроме того он был увлечен охотой, которой занимался с ранней юности вместе с отцом.

Бош всегда был политически активен, он придерживался либеральных взглядов и никогда этого не скрывал. Взгляды Боша как на процесс производства, так и на саму организацию труда во многом опережали свое время. В отношениях с клиентами компания руководствовалась принципом, лучше потерять деньги, чем доверие. Еще 1906 году он ввел на своих производствах восьмичасовой рабочий день.

В 20-30-е годы двадцатого века он уделял огромное внимание заключению перемирия между Германией и Францией, так как считал,что хорошие отношения этих стран это фундамент к объединению Европы. Бош являлся яростным противником нацистского режима и активно поддерживал антифашистское сопротивление.

Бош вел активную благотворительную деятельность. С 1910 года он состоял в американском союзе Рыцари Труда, деятельность которого была направлена на улучшение условий труда. В 1910 году он пожертвовал около миллиона немецких марок Высшей технической школе Штутгарта. В течении Первой мировой войны Бош отказался от прибыли за поставки продукции для армии и полностью направил ее на благотворительность. В 1940 году была открыта больница, полностью построенная на средства Роберта Боша.

Окончание жизни

Скончался Роберт Бош на 81 году жизни в Штутгарте, 12 марта 1942 года. В своем завещании, составленном в 1937 году, он указал направить дивиденды от принадлежащих ему акций на благотворительность. В начале 6-х годов наследники передали свои доли в компании с фонд основанный Бошем с 1921 году и названый его именем. Сегодня этот фонд контролирует 92% капитала компании. 

По предварительным данным, в 2015 году компания Bosch вложила в научные исследования и разработки около 6,3 млрд евро, а также подала заявки на получение 5422 патентов по всему миру. Около 375 000 сотрудников обеспечили в 2015 финансовом году рекордный для компании оборот в 70 млрд евро.

В Группу компаний Bosch входят Robert Bosch GmbH и примерно 440 дочерних предприятий и региональных компаний приблизительно в 60 странах. Вместе с партнерами в сфере продаж и обслуживания компания Bosch представлена почти в 150 странах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Robert Bosch GmbH Imagefilm

    ✪ Nachgefragt bei... Robert Bosch GmbH (Teil 1)

    ✪ Robert Bosch Campus Recruitment Procedure Academic Criteria

    ✪ Nachgefragt bei... Robert Bosch GmbH (Teil 2)

    Субтитры

История

1886-1900: Мастерская точной механики и электротехники

Компания Bosch была основана немецким предпринимателем и инженером Робертом Бошем (1861-1942) в 1886 году под названием «Мастерская точной механики и электротехники». Первоначальный штат фирмы состоял из одного механика и одного подмастерья, а уставный капитал в 10 000 немецких марок был взят из отцовского наследства.

В первые годы своего существования мастерская занималась в основном изготовлением и сбытом электрического оборудования всех типов: от телефонных аппаратов до дистанционных сигнализаторов уровня воды. Бизнес Роберта Боша пошёл в гору в середине 1890-х годов, когда началась электрификация и компания заключила несколько контрактов на установку электрообрудования.

1901-1923: Превращение в международного поставщика автомобильных комплектующих

В 1887 году компания Роберта Боша разработала первую систему зажигания от магнето для одной из машиностроительных компаний. За основу был взят аппарат, генерирующий электрическую искру для детонации воздушно-топливной смеси в двигателе внутреннего сгорания . Усовершенствовав и адаптировав данную систему для высокооборотного двигателя, Роберт Бош решил главную проблему ранней истории автомобилестроения - зажигание от магнето быстро пришло на смену опасным калильным трубкам Даймлера, использовавшим открытое пламя.

В целях самостоятельного выпуска комплектующих для изготовления систем зажигания от магнето в 1909 г. был открыт первый завод компании в г. Фойербах. Автомобильный ассортимент компании пополнили электрический стартер (1914 г.), клаксон (1921 г.), стеклоочистители (1926 г.) и указатели поворота (1928 г.).

Компания Bosch стала также предлагать бытовую технику: в 1928 г. стала производиться электрическая машинка для стрижки волос , а в 1933 г. появился первый холодильник Bosch. В 1932 г. компания переняла у фирмы Junkers производство термоэлектрического оборудования, и в том же году дочерняя компания Blaupunkt выпустила на рынок первое в Европе серийное автомобильное радио. В 1912-1913 гг. была разработана автомобильная фара Bosch.

В 1920-х годах компания Bosch постоянно расширяла ассортимент оборудования для автомобильной промышленности, выпуская велосипедные фонарики, АКБ, электрические автомобильные сигналы Bosch, указатели поворота и стеклоочистители. Прорыва удалось достичь в 1927 г. после разработки впрыскивающего топливного насоса для дизельного двигателя для грузовиков, а с 1936 г. для легковых автомобилей.

В период с 1933 по 1945 г. руководству компании Bosch пришлось преодолевать серьёзные противоречия: с одной стороны, предприятие было вовлечено в экономическую структуру национал-социалистического режима , с другой стороны, Роберт Бош и другие руководители фирмы оказывали сопротивление политическому режиму [ ] . Именно поэтому [ ] Роберт Бош в 1937 г. преобразовал предприятие из акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, чтобы сохранить компанию исключительно в руках членов семьи. После окончания войны в 1945 г. большинство предприятий Bosch лежало в руинах в результате воздушных налётов. Но Роберт Бош этого не увидел, он скончался 12 марта 1942 г.

1946-1959: Восстановление и экономическое чудо

После 1945 г. компании Bosch, несмотря на крайне сложное положение компании, удалось добиться успехов. В 50-х годах было запущено производство в Индии , Австралии и Бразилии . Дочерняя компания Blaupunkt в 1952 г. выпустила первую в Европе автомагнитолу с УКВ-диапазоном. В 1951 г. началось серийное производство механических топливных насосов для бензиновых двигателей легковых автомобилей.

1960-1989: Новые направления деятельности и прорыв в электронике

В результате покупки ряда фирм компания Bosch с 1963 г. развивает направление упаковочной техники. Направления производства пневматического и гидравлического оборудования были впоследствии объединены в отделение автоматизированной техники. Период между 1960 и 1989 г. начались дискуссии о безопасности движения и экологии. Bosch разработала систему электронного управления впрыском топлива для бензиновых двигателей D-Jetronic (1967 г.), первую антиблокировочную систему ABS (серийно установлена на Mercedes-Benz W116 с 1978 г.) , электронный блок управления дизельным двигателем EDC (1986 г.), а также навигационную систему Blaupunkt TravelPilot (1989 г.).

1990-2011: Ответы на вызовы глобализации

В 1990-х годах курс на инновации был продолжен, полностью в духе нынешнего стратегического лозунга «Техника для жизни». Технологическим прорывом и коммерческим успехом стала разработка в 1995 г. программы электронной стабилизации ESP, система ТНВД Common Rail (1997 г.), система непосредственного впрыска бензинового топлива DI-Motronic (2000 г.), системы помощи водителю, например, адаптивный круиз-контроль ACC (2000 г.). В 2003 г. компания Bosch представила «Ixo» - первую аккумуляторную отвёртку с литий-ионным аккумулятором. Первые гибридные автомобили с приводами компании Bosch выпущены на рынок в 2010 г., в том же году началось производство литий-ионных аккумуляторов.

Структура компании

Деятельность в СНГ

Bosch - организатор международной конференции проектировщиков All-over-IP Expo 2015 - ежегодное мероприятие, собирающее проектировщиков и технических специалистов России и стран СНГ. |

Группа компаний Bosch

Ключевые разработки

Компании принадлежит значительное число инноваций и технологий, которые стали прорывом в своей сфере.

Автомобильные запчасти и комплектующие:

Электроинструмент:

  • 1932 г. - первый в мире [ ] электроперфоратор
  • 1952 г. - первый в мире [ ] электроизоляционный материал корпуса электроинструмента
  • 1984 г. - первый в мире [ ] аккумуляторный перфоратор
  • 1990 г. - внедрение системы SDS-max (мгновенный зажим оснастки)
  • 1992 г. - быстрейший в мире [ ] в своём классе двухкилограммовый перфоратор Bosch
  • 1994 г. - самый мощный удар [ ] в своём классе - перфоратор GBH 10 DC
  • 1997 г. - первый в мире [